Статьи в СМИ о компаниях РСПМ

15.09.2025 Эффективность вопреки кризисам (интервью с основателем 1МК Р. Кузьминым)


В современном бизнесе, особенно в металлоторговле, успех определяют люди: их ценности, принципы и энергия в достижении целей. В преддверии своего 50-летия, Роман Кузьмин, генеральный директор Первой металлоснабжающей компании, рассказал журналу «Металлоснабжение и сбыт» о том, как в условиях жесткой конкуренции и кризисов можно строить бизнес, основанный на доверии, сильной команде и стратегическом мышлении

Роман Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в металлургию. Это был осознанный выбор? И почему именно металлургия, а не другая сфера?

Я родился в г. Нижний Тагил (Свердловская обл.), где выбор профессии часто связан с машиностроением, поскольку там расположены такие предприятия, как Уралвагонзавод и Высокогорский механический завод, с химией (ранее здесь действовал завод Уралхимпласт) и с металлургией.

Я окончил Уральский политехнический институт специальности «машиностроение». Однако на последнем курсе проходил практику на нижнетагильском предприятии, которое специализировалось на поставках металлопродукции. Это было советское предприятие, осуществляющее складирование и реализацию основных объемов проката Нижнетагильского металлургического комбината.

Окончив институт и накопив опыт работы с металлом, я присоединился к частной нижнетагильской компании, занимающейся продажей металлопроката. На протяжении трех лет я занимал должность менеджера по отгрузкам, где глубоко изучил организацию складского хранения, логистики, отгрузку и учет металла.

В связи с расширением компании мне было поручено развитие регионального присутствия на Урале и организация работы и логистики новых складов. Параллельно с оптимизацией логистических процессов, я сосредоточился на повышении эффективности продаж. В мои обязанности вошло управление продажами и формирование отделов продаж в различных городах. В результате сбытовая сеть была расширена до 15 площадок.

Начав работу в 2000—2001 гг., уже к 2010 г. нашей команде удалось сформировать федеральную металлоторговую компанию. Это потребовало решения задач более высокого уровня сложности. Логичным этапом развития стало не только расширение торговли, но и запуск собственного производства металлопродукции.

В г. Нижний Тагил были последовательно введены в эксплуатацию мощности по производству сварной балки, профильной трубы и металлоконструкций. Мы с нуля развили эти направления, увеличив долю данной продукции в общем объеме продаж компании до 30—40%.

То есть вы росли вместе с компанией?

Да, мой профессиональный путь начался с самых низов и привел меня к должности директора по продажам, в которой я проработал почти 15 лет.

Признаюсь, работа с металлом всегда приносила мне огромное удовлетворение. Уверен, что когда занимаешься любимым делом, это неизменно приводит к отличным результатам.

Именно поэтому, когда пришло время для следующего шага — испытать свои силы и создать собственное дело — я без сомнений выбрал сферу поставок металлопродукции.

Помимо первого высшего образования, понадобилось ли вам еще получать дополнительное?

Да, работа в разных сферах требовала постоянного расширения моих знаний. Например, для должности логиста требуется одна квалификация, а для управления бизнесом — совершенно другая, как минимум, экономическая. Бизнес-образование я получил в УПИ по направлению «Экономика управления на предприятии». Кроме того, я освоил маркетинг, что было необходимо для продвижения компании, организации рекламных кампаний и решения других задач. Таким образом, по факту у меня три высших образования.

Работая в крупной федеральной компании, вы, вероятно, пережили несколько экономических кризисов, характерных для России. Какие задачи приходилось решать в такие периоды и как вы с ними справлялись?

Мы все помним кризис 2007—2008 гг., когда цены на металлопродукцию упали практически до уровня себестоимости. Многие металлотрейдеры столкнулись с проблемой дорогостоящих запасов на складах. Чтобы остаться на плаву, им пришлось искать дополнительные финансовые возможности.

В итоге, выжили те компании, которые продемонстрировали эффективные продажи и имели сильную команду. Нашей компании это удалось, и мы продолжили свое развитие.

Сегодня мы наблюдаем похожую непростую ситуацию: потребление снижается, а цены падают. Это вновь заставляет нас искать новые возможности и тщательно оценивать риски. Понимая цикличный характер кризисов, мы уверены, что эта ситуация временна.

Судя по всему, кризисы научили наших предпринимателей понимать, что важно для конкурентоспособности, и принимать неизбежные потери…

На мой взгляд, люди, работающие на рынке металлов, обладают поистине стальным характером. обладая колоссальным опытом преодоления кризисов, они знают, что слезами горю не поможешь, и уверенно действуют в сложные периоды.

В такие моменты особенно ценную роль играет Российский союз поставщиков металлопродукции. Его мероприятия — это возможность обменяться оценками текущей ситуации, пообщаться с коллегами и перенять полезные ноу-хау. Для предпринимателя, даже начинающего, готовность воспринимать эту информацию может стать ключом к успеху.

Что касается необходимости самоограничения, здесь уместна аналогия с регенерацией. Подобно ящерице отбрасывающей хвост, чтобы спастись, трейдеры в периоды потрясений иногда вынуждены чем-то жертвовать, чтобы сохранить бизнес и продолжить развитие.

Когда вы решили создать Первую металлоснабжающую компанию, почему выбрали специализацию на тендерных поставках?

Я часто вспоминаю книгу «Стратегия голубого океана» авторов Ким Чан и Рене Моборн. В ней описывается успех компаний, создающих новые рыночные пространства с минимальной конкуренцией. Именно таким направлением для нас стали комплексные поставки металлопродукции и сопутствующих товаров через тендерную систему.

Сегодня активно развивается электронная коммерция и системы, которые преобразуют потребности клиентов в тендерные заявки. Это позволяет нам эффективно управлять процессом: отбирать выполнимые заявки и предлагать клиентам конкурентоспособные цены.

Наша компания относится к категории малых и средних предприятий. Мы не располагаем большими финансовыми ресурсами, а цикл тендерных продаж является достаточно длительный. Поэтому мы должны тщательно планировать каждый шаг: выбирать подходящие тендеры, участвовать в них, заключать контракты, находить надежных поставщиков и организовывать логистику с учетом сроков поставки.

Кроме того, важно учитывать общие ценовые тренды на рынке металлов. Можно выиграть тендер, но, если металл подорожает, поставщик будет вынужден работать в убыток. Чтобы минимизировать такие риски, мы всегда просчитываем возможные сценарии и действуем так, чтобы оставаться в плюсе в любых условиях.

Учитывая вашу специализацию и небольшой размер компании, от сотрудников требуется глубокое понимание тендерных процедур, принципов ценообразования на металлопрокат, а также знание источников поставок и специфики металла. Какие ключевые требования вы предъявляете к персоналу?

Да, наши сотрудники работают в сфере сложных продаж, поэтому каждый из них обладает как минимум пятилетним опытом работы в бизнесе и металлотрейдинге. По сути, это уже не просто менеджеры по продажам, а настоящие предприниматели.

ПМК обеспечивает необходимыми ресурсами и устанавливает четкие внутренние правила: определяет границы, принципы и алгоритмы действий в различных ситуациях. Все остальное — зона ответственности самого сотрудника.

Мы ожидаем, что наши специалисты будут самодостаточными, эффективными, мотивированными на результат. Они должны быть компетентны в широком спектре вопросов — от логистики и снабжения до продаж и юридического сопровождения сделок. Безусловно, наши сильные финансовые и юридические службы всегда готовы оказать поддержку.

Кроме того, сотрудники должны досконально разбираться в специфике поставляемой продукции. В нашей команде принято помогать друг другу: кто-то лучше ориентируется в одном виде продукции, кто-то — в другом. Именно эта синергия опыта и стремления к развитию позволяет нам достигать выдающихся командных результатов и успешно сотрудничать с такими клиентами, как Газпром, Сибур, Роснефть, Росатом и др.

Сейчас на рынке металлов и в предпринимательстве в целом, что важнее: интуиция или стратегический подход?

На мой взгляд, стратегия играет первостепенную роль. Интуиция же необходима для развития дополнительных направлений, которые, возможно, на первый взгляд выглядят непривлекательными. Она подсказывает, что, возможно, через год-два все будет по-другому.

Например, в дополнение к тендерным продажам мы активно развиваем собственное производство.

Производство для металлоторговых компаний — это необходимый этап развития, или можно обойтись без этого?

Думаю, можно и без этого обойтись. Наше развитие в этом направлении идет достаточно сложно. Мы продолжаем искать новые возможности в металлосервисе, которые позволят нам стать прибыльными в данном сегменте, что стимулирует нас к поиску нестандартных решений.

На сегодняшний день мы располагаем современным оборудованием, включающим два станка лазерной резки, линию лазерной очистки поверхности металла, гибочное оборудование и установки для сверления отверстий. Кроме того, для предоставления услуги по порошковой окраске мы сотрудничаем с партнерами по аутсорсингу.

Занявшись производством, мы быстро осознали, что оборудование должно работать практически круглосуточно. Однако даже при максимальной загрузке одного станка сложно достичь высокой эффективности. Для сохранения конкурентоспособности нам необходимо удвоить объем выпускаемых деталей в час, что напрямую связано с повышением производительности труда.

Кроме того, на рынке наблюдается высокая конкуренция за квалифицированных специалистов, способных работать на таком оборудовании. Привлечение и удержание хороших сотрудников требует достойного уровня заработной платы, что, в свою очередь, мотивирует нас к повышению общей эффективности работы.

Каковы, на ваш взгляд, основные факторы конкурентоспособности компании на рынке металлов?

Конкретно в нашем бизнесе самое главное — это персонал. Мы стремимся создать команду высококвалифицированных специалистов, объединить их компетенции и выбрать верное направление развития.

Поэтому мы уделяем особое внимание корпоративной культуре: инвестируем в обучение и развитие сотрудников, а также организуем совместные мероприятия. Так, в текущем году на майские праздники вся команда отправилась в Сочи и Абхазию.

Такой подход способствует формированию атмосферы, где разнообразие характеров не только гармонично сосуществуют, но дополняют друг друга.

А для создания приятной рабочей атмосферы у нас на входе стоит холодильник с разнообразным мороженым, которым каждый сотрудник может бесплатно полакомиться в течение дня.

Помимо любимой работы, что еще приносит вам радость?

Моя главная радость — это, конечно, семья. У меня два сына. Старший — настоящий технарь, готовится к поступлению в университет и активно участвует в олимпиадах по физике, математике и информатике. Младший сын профессионально занимается хоккеем, и в текущем году стал чемпионом России. Ему 12 лет, и его команда в подгруппе «Урал, Западная Сибирь» одержала победу над такими сильными соперниками, как «Магнитка», «Авангард» и «Трактор».

Я и сам веду активный образ жизни: серьезно увлекаюсь бильярдом, чему во многом способствует РСПМ, где активно его поддерживают. Также люблю путешествия и рыбалку, поэтому часто выбираюсь в удаленные уголки нашей страны. Для меня нет ничего лучше, чем река, костер и невероятно красивая российская природа. Это своего рода цифровой детокс — возможность отключиться от информационного шума и восстановить силы.

Есть ощущение, что юбилей приближается?

С одной стороны, осознаешь, что исполняется 50 лет, но в душе по-прежнему 25! К тому же, согласно новой классификации Всемирной организации здравоохранения, 50 лет — это теперь средний возраст.

На мой взгляд, важно стремиться к тому, чтобы наши желания, энергия и возможности позволяли оставаться активными и реализованными и в 50, и в 60, и в 70, и в 80 лет. Тогда возраст действительно не станет ограничением.

 

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?