Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
16.07.2025 Металл и стратегии (обзор по клубу маркетологов РСПМ)
В рамках выставки «Металлоконструкции’2025» прошло заседание Клуба маркетологов Российского союза поставщиков металлопродукции, где собрались представители маркетинговых и коммерческих служб металлургических, металлоторговых и металлопотребляющих компаний. Ведущими, по традиции, стали И. Андреева, директор по маркетингу компании БРОК, и В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт».
Оценивая развитие рынков стальной продукции, В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт», отметил, что на протяжении последних двух лет котировки на листовой прокат на мировом рынке находятся на нисходящей траектории. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным спросом, а с другой — избытком предложения. На данный момент не видно условий для возобновления роста. Западные страны закрывают свои рынки проката пошлинами и квотами, что позволяет сокращать объемы импорта, но это дает лишь временный выигрыш, потому что внутреннее потребление стагнирует или снижается. После рекордного подъема в 2024 г. китайский экспорт стали пока не думает замедляться. Китайские специалисты считают, что его снижение начнется только тогда, когда поставщики ощутят эффект антидемпинговых процессов, а правительство окончательно покончит с внешними поставками без уплаты экспортного НДС. Китайские отраслевые эксперты давно заявляют о необходимости существенного снижения объемов производства стали в стране, но ожидаемого спада пока не происходит. В прошлые годы Китай сокращал выплавку стали во II полугодии. Вероятно, так будет и в текущем году.
С 2020 г. Вьетнам, Малайзия и Индонезия вошли в первую двадцатку ведущих экспортеров стали. В 2024 г. они в совокупности поставили на мировой рынок более 30 млн т проката и полуфабрикатов. В текущем году этот показатель должен возрасти вследствие ввода в эксплуатацию новых мощностей, превышающих внутренние потребности.
В России на протяжении большей части последних двух лет экспортный паритет по горячекатаному прокату находился ниже внутренних цен. С февраля текущего года отставание возросло из-за высокого курса рубля и снижения долларовых котировок за рубежом. В связи с этим металлургические комбинаты будут стараться компенсировать потери за счет внутреннего рынка.
Инерции роста на российском рынке стальной продукции хватило до лета 2024 г. С тех пор на нем наблюдается понижение. Несмотря на инфляцию и стремление металлургов поднимать котировки, арматура и горячекатаный прокат стоят дешевле, чем год назад.
Российский экспорт стали вряд ли восстановится в ближайшие годы. В 2023 г. металлургов выручил рост внутреннего потребления, но в 2024 г. он сменился спадом, который, очевидно, продлится и в текущем году. Единственный выход — сокращение производства.
Повышение ключевой ставки до недавнего времени не приводило к падению темпов роста ВВП благодаря господдержке промышленности. Однако негативные тенденции в российской экономике нарастают, а инфляция все-таки снижается. Скорее всего, в ближайшее время Центробанк РФ приступит к снижению ставки, но процесс этот будет долгим.
По данным Росстата, в конце 2024 г. российская экономика показала неплохие результаты, но в I квартале 2025 г. темпы роста значительно снизились. Это означает, что в ней произошла перестройка, вызванная высокими ставками. При этом строительная отрасль, согласно Росстату, с 2021 г. активно росла, но с начала 2024 г. этот рост замедлился. Связано это с повышением процентных ставок и отменой льготной ипотеки с 1 июля. Возможно, скачок, который мы наблюдали в начале 2025 г., вызван благоприятными погодными условиями. В последнее время российский сектор жилищного строительства прирастает в основном благодаря индивидуальному жилищному строительству. В то же время строительство многоквартирных домов после пика в конце 2023 г. постепенно идет на спад.
И. Андреева, директор по маркетингу компании БРОК, продолжила анализ, добавив, что в такой непредсказуемой ситуации, как сейчас, любая активность на рынке замирает, потребители сворачивают инвестиционные программы и стремятся снизить риски. Вместе с тем в мае был отмечен всплеск активности в столичном строительном сегменте, но пока неясно, насколько продолжительным он будет.
Вместе с тем она отметила снижение спроса в сегменте металлоконструкций, поскольку рынку не хватает реализуемых сегодня инфраструктурных проектов. В связи с сокращением спроса на рельсы в июле ожидается высвобождение рельсобалочных мощностей, соответственно, в этом сегменте возможен избыток предложения. Текущее снижение потребления может привести к определенным «горкам» в ценах.
П. Никитин, руководитель компании Металлимпорт, рассказал о проблемах на рынке вторичных алюминиевых сплавов, который первым пострадал от антироссийских санкций. Многие зарубежные компании отказались от закупок российской продукции. Например, в Японии крупнейшие потребители алюминиевых сплавов, такие как Toyota, Mitsui и др., еще в 2022 г. приняли решение не покупать алюминий из России. Но в последующие месяцы наметилась тенденция увеличения поставок алюминия в Китай. Понятно, что это стало обходным путем на японский рынок.
Отмечается также падение емкости внутреннего российского рынка. В частности, у производителей бытовых алюминиевых радиаторов, используемых в жилищном строительстве, падение рынка в текущем году будет троекратным. Многие заводы на грани остановки, и, соответственно, потребление алюминия с их стороны также будет сокращено.
Снижение потребления алюминия наблюдается и в автомобильной отрасли. По мнению представителей КАМАЗа, закупки тяжелых грузовиков в 2025 г. сократятся с 80 тыс. до 39 тыс. единиц. При этом даже оставшийся объем будет занят не только отечественными производителями: значительную долю составят автомобили SITRAK, Foton и т.д. Проблемы со сбытом есть и у АВТОВАЗа.
В сегменте раскислителей также отмечается сокращение потребления.
Единственным сегментом с пока положительной динамикой является сегмент литой алюминиевой посуды: здесь сказалось вытеснение импортной продукции, однако эффект от этого постепенно затухает.
Металлимпорт в 2024 г. произвел более 20 тыс. т сплавов. Помимо этого, компания производит алюминиевую посуду с антипригарным покрытием и осуществляет литье под давлением (около 200 т в месяц). На производстве занято около 400 сотрудников, выручка достигает 6 млрд руб.
Далее выступила О. Холодцева, представитель Центрального банка РФ, которая рассказала о мониторинге российских предприятий, проводимым Банком России с целью отслеживания состояния экономики страны.
Проект «Мониторинг предприятий» осуществляется территориальными учреждениями Банка России на всей территории Российской Федерации, а в московском регионе — Главным управлением Банка России по Центральному федеральному округу. В мониторинге по России участвуют более 16 тыс. предприятий, а по московскому региону — около 300.
Этот проект позволяет Центробанку РФ отслеживать, в том числе, ненаблюдаемые показатели и ожидания субъектов экономики, а затем использовать данные в прогнозных моделях. В частности, отслеживаются ожидаемые изменения в производстве и спросе, динамика фактических и возможных цен производителей, а также факторы, их определяющие.
Помимо этого, на встрече были затронуты вопросы электронной коммерции. Так, О. Павленко, руководитель SEO-отдела Агентства «Сайткрафт», представила возможности этого направления на рынке металлопроката. В. Сунагатуллин, руководитель проекта Е-Металл, рассказал об использовании искусственного интеллекта при поставках металлопродукции.
В заключение встречи участники отметили, что, несмотря адаптацию игроков рынка металлов к текущим вызовам (антироссийские санкции, жесткая денежно-кредитная политика, ограничения логистики и т.п.), ситуация вызывает серьезную обеспокоенность. Надежды на улучшение ситуации отодвигаются все дальше: на текущий момент прогноз относительно срока поворота тренда в лучшую сторону — 2028 г. И до этого момента нужно продержаться!
Поделись с коллегами:Читать все новости ![]()
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях:



