Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
15.07.2025 Сложные времена – новые решения (обзор по Годовому Конгрессу РСПМ)
В июне в Москве прошел традиционный Годовой конгресс Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ), в ходе которого руководители компаний – членов союза подвели итоги работы за прошедший год, а руководители региональных подразделений отчитались о мероприятиях, состоявшихся в течение этого периода, и наметили планы на следующий год.
Во вступительном слове президент РСПМ А. Романов рассказал о мероприятиях, прошедших в период с июня 2024 г. по май 2025 г., а также представил программу на 2025—2026 гг.
Затем слово взял И. Ходин, руководитель Компании Металл Профиль. Он сообщил, что доходность работы на рынке конструкций и изделий дальнейшего передела снижается. Компания пока не ведет активной инвестиционной деятельности, но продолжает прорабатывать планы и направления для дальнейшего развития. В настоящее время она сохраняет свои позиции на рынке и не планирует в текущем году снижать объемы производства и продаж, рассчитывая на спрос, который предъявляют сегменты индивидуального жилищного, инфраструктурного и индустриального строительства.
Говоря о российской строительной отрасли, В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт», отметил, что с 2021 г. она демонстрировала высокие темпы роста. Однако с начала 2024 г. рост замедлился, что связано с повышением процентных ставок и отменой льготной ипотеки. В начале 2025 г. произошел скачок, который, возможно, вызван благоприятными погодными условиями. Но затем активность начала замедляться.
В последнее время российский сектор жилищного строительства прирастал в основном благодаря индивидуальному жилищному строительству. В то же время возведение многоквартирных домов после пика в конце 2023 г. постепенно идет на спад.
Что касается производства стали в России, то во II квартале 2024 г. оно начало снижаться, достигнув осенью своего минимума. В последние месяцы оно приблизилось к значениям годичной давности, а видимый спрос уступает прошлогоднему.
Вместе с тем, по данным Росстата, индекс потребительских цен, достигший наивысшего значения в ноябре прошлого года, начал понемногу уменьшаться и продолжит снижаться в ближайшие несколько недель. Это может наконец-то запустить процесс понижения ключевой ставки, хотя экономике потребуется немало времени, чтобы вернуться к росту, заключил В. Тарнавский.
Затем речь зашла о трубном сегменте: ситуация, по мнению Д. Вохмякова, генерального директора Торгового дома ТМК, складывается разноплановая. Он отметил, что трубы нефтегазового сортамента потребляются довольно неплохо, поскольку бюджеты топливно-энергетического комплекса утверждаются заранее и просто расходуются в течение года. Однако в сегменте бесшовных труб промышленного назначения спрос снизился в среднем на 15%. Все более сложной становится ситуация со сварными трубами малого и среднего диаметра: с одной стороны, растет конкуренция, а с другой — падает потребление, которое по итогам года может сократиться примерно на 25%.
Эту же проблему обозначил В. Шипунов, исполнительный директор Королевского трубного завода. Он заявил, что российский рынок стальной продукции консолидируется. Обороты спотовых продаж можно оценивать по-разному (от 20—25 млн до 30 млн т в год), но все большую долю на нем занимают крупные игроки. Так, порядка 11 млн т приходится на торговые дома металлургических компаний, а около 7 млн т в год продают три крупнейших металлотрейдера.
Сила крупных компаний заключается в разветвленной сети, широком сортаменте и качественном сервисе. Однако в последнее время на рынке усиливается ценовая конкуренция. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что цены на горячекатаный прокат на споте ниже, чем на первичном рынке.
По оценкам В. Шипунова, в текущем году спрос на сварные трубы малого и среднего диаметра может сократиться на 15—20% по сравнению с 2024 г., то есть примерно на 800 тыс. т. Но при этом один крупный производитель за год может запустить до 1 млн т новых мощностей. От этого разрушительная конкуренция только усилится.
С другой стороны, производители стремятся диверсифицировать свою деятельность, чтобы улучшить сервис и предоставить адекватный ответ на запросы потребителей. Так, коммерческий директор ГК Демидов В. Степченков рассказал о завершении компанией крупного проекта по расширению и улучшению сервиса на собственных складских площадях.
В частности, был введен в эксплуатацию новый стан. В Рязани на площади 1,5 га компания запустила в работу открытый склад, а в Новосибирске введены шесть единиц оборудования по металлообработке, которые в настоящее время полностью загружены. В Воронеже недавно запущены три единицы трубного оборудования, а еще в одном городе присутствия ГК Демидов в июне начали работать две единицы оборудования.
Что касается спроса, то спикер отметил его снижение со стороны транспортного машиностроения и сохранение со стороны машиностроения и индивидуального жилищного строительства. Так, за пять месяцев 2025 г. было отгружено 164,5 тыс. т труб, а за аналогичный период 2024 г. — 171 тыс. т.
«Расти не можем, но сохранить нужно», — так охарактеризовал текущую обстановку на рынке Л. Аветов, председатель правления компании Брок-Инвест-Сервис. В нынешних условиях компания старается сокращать затраты, повышая операционную эффективность. Несмотря на это, в Домодедовском районе Московской области начал работать новый склад, а на площадке в Октябрьском в текущем году установили трубный стан и агрегат продольной порезки. Есть и дальнейшие планы по развитию региональных площадок, расширению объемов производства и металлообработки. Но время для этих стратегических планов придет позже.
С. Курапин, первый заместитель генерального директора компании А ГРУПП, добавил, что в настоящий момент у всех игроков спотового рынка металлов есть дилемма: вкладываться либо в складские остатки металлопроката и опасаться, что они подешевеют, либо в дебиторскую задолженность и бояться, что она станет невозвратной. Но он напомнил участникам о действовавшем в РСПМ Соглашении по противодействию недобросовестным дебиторам и предложил реанимировать его, запустив в действие уже в новом качестве.
Далее участники конгресса поделились оценками работы на региональных рынках. Так, А. Магаршак, президент компании Юнона-2, оценил ситуацию на рынке металлов Чувашии. По его словам, здесь традиционно была сильна стройиндустрия, и это позволяет компании удерживаться на рынке. У девелоперов стартовало довольно много проектов, которые сейчас достраиваются. Однако за пять месяцев текущего года объемы строительных работ в республике снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также сильно пострадало машиностроение: объемы производства в январе—мае 2025 г упали на 25%. Соответственно, Юнона-2 вслед за рынком сокращает объемы продаж, и на текущий момент они уже снизились на 8%.
А. Поляшенко, генеральный директор Балтийской Металлургической Компании (БМК), сравнил ситуацию на рынке металлов Калининградской области с подводной лодкой: при повреждении одного отсека он затапливается, и лодка способна двигаться дальше по заданному курсу. Примерно в такой ситуации оказалась область после того, как логистика существенным образом нарушилась. Доставка металлопродукции в регион подорожала на 20—30%.
Однако БМК осуществляет поставки не только металлов, но и пиломатериалов, и цемента, а также изготавливает металлоконструкции. Компания диверсифицировала вид и объемы реализуемых материалов. «Предприниматели всегда найдут выход из любой ситуации», — констатировал А. Поляшенко. Тем более что туризм в регионе процветает, что создает дополнительные объемы строительства туристической инфраструктуры.
В. Голенкин, руководитель компании Севзапметалл, координатор бизнес-клуба РСПМ Северо-Запад, рассказал, что с апреля текущего года на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области наблюдается сокращение объемов ввоза металлопродукции. Так, если в мае 2024 г. было ввезено 224 тыс. т, то в мае текущего года — менее 130 тыс. т. Он отметил также, что фактически грузопоток уменьшился на 10—15%, а автоперевозки выросли в 1,8 раза.
Поставки сортового проката снизились на 30%, листового — на 15%. Если говорить именно о Севзапметалле, то компании удается компенсировать падение объемов продаж в тоннаже расширением сервисных услуг — рубкой, резкой, гибкой и изготовлением металлоконструкций: уже порядка 50% объемов продаж приходится на металлопродукцию с обработкой. Стоит отметить, что в начале июня компания смонтировала еще две линии лазерной резки.
А. Малышев, руководитель УПТК-65, в свою очередь отметил, что в настоящий момент на рынке Северо-Западного федерального округа конкуренцию составляют торговые дома комбинатов. В частности, большую активность проявляет Торговый дом ММК. В этих условиях УПТК-65 делает ставку на эффективность и повышение доходности, в том числе наращивая переработку нержавеющей стали.
СМЦ компании перерабатывает 7 тыс. т в месяц холоднокатаного проката и проката с покрытием. В мае объемы переработки упали, но это произошло не из-за снижения спроса на металлообработку, а из-за малого количества рабочих дней. В июне ситуация была аналогичной.
Кроме того, спикер отметил, что УПТК-65 развивает сегменты гибки и сварки, а вскоре состоится ввод в эксплуатацию агрегата поперечной резки.
И. Гарипов, заместитель управляющего компании Казанские стальные профили, охарактеризовал ситуацию на рынке изделий дальнейшего передела в Поволжье. Он отметил, что начиная с апреля спрос на продукцию сокращается, в связи с чем участники рынка продолжают жестко конкурировать друг с другом за потребителя.
И. Жиганов, генеральный директор АМТ «Металл-Маркет», уверен, что в условиях снижения спроса и роста конкуренции небольшим компаниям проще адаптироваться к изменениям, поскольку решения в таких компаниях принимаются быстрее, а изменения происходят более оперативно.
- Затем выступили представители двух костромских компаний: СМЦ Кострома и Спекта. Так, С. Никитин, генеральный директор СМЦ Кострома, рассказал, что компания развивает различные направления металлопереработки: в частности, на текущий момент осуществляются изготовление проволоки и металлических бочек, а также резка плоского проката.
-
- По мнению спикера, именно производство бочек наиболее ярко отражает ситуацию в экономике. Так, уже в 2023 г. было понятно, что ожидается просадка, именно поэтому в компании упор был сделан на установку агрегатов резки, что помогло СМЦ сохранить позиции на рынке металлов. В настоящий момент направление тары и переработки плоского проката чувствует себя достаточно уверенно, но проседает сегмент стальной проволоки. Очень хорошо загружено направление транспортных перевозок.
Однако в ближайшее время экономическая активность в России все-таки продолжит снижаться, и сокращение потребления металлопроката на 10% не является пределом, уверен руководитель СМЦ Кострома.
Далее выступил Ю. Тевс, директор компании Спекта. Он отметил, что в 2024 г. выручка увеличилась на 7%, а продажи маркировки — на 18%. Это позволило компании войти в кризис 2025 г. в состоянии высокой финансовой устойчивости.
Сильным местом Спекты является диверсификация. Например, компания выпускает стальную и пластиковую ленту, специализированный инструмент и маркировку, что позволяет ей даже в сложные времена сохранять прибыльность за счет определенных направлений.
Также Ю. Тевс рассказал, что Спекта продолжает инвестировать в оборудование. В частности, в I квартале текущего года введена в эксплуатацию уникальная машина по маркировке, использующая единый лак-клей, что способствует снижению затрат, а в IV квартале планируется установить новую линию по выпуску пластиковой ленты, благодаря чему мощности по ее производству увеличатся на 25%.
Для экономии рабочего времени компания внедряет в производственный процесс искусственный интеллект, и в настоящее время почти 50% сотрудников используют его сервисы на регулярной основе.
О рынке цветного проката рассказал С. Буниц, акционер компании Галактика. Он отметил, что цены на российском рынке цветных металлов сейчас относительно стабильны и сохраняют зависимость от курса доллара и котировок на Лондонской бирже металлов.
По его оценкам, в 2024 г. производство медного проката в России достигало в среднем 9,77 тыс. т в месяц, что на 16% превышает показатель 2023 г. Помимо этого, прошлый год стал рекордным по спросу. Однако, анализируя данные за первые месяцы текущего года, по итогам года ожидается спад на 11% — примерно до 8,7 тыс. т.
Тем не менее на рынке есть как минимум одна растущая ниша — изготовление литых прутков на установке горизонтального непрерывного литья. Данную продукцию освоили производители сантехники, заместившие импорт из Китая и Европы. По оценкам С. Буница, в текущем году объем выпуска может превысить 1,8 тыс. т в месяц против 500 т в 2023 г.
Вообще, рынок инженерного оборудования сейчас на подъеме: выпуск комплектующих для водопроводных и газовых сетей растет.
В заключение пленарной части состоялось голосование относительно руководства РСПМ на 2026 г., по результатам которого было решено избрать президентом союза А. Романова, а совет союза сохранить в прежнем составе и ввести в него директора Торгового дома ММК Г. Щурова.
На второй день конгресса состоялась экскурсия «ВДНХ-21 век», на которой участники ознакомились с территорией, восстановленными и отреставрированными павильонами выставки.
Поделись с коллегами:Читать все новости ![]()
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях:



