Новости РСПМ и компаний

17.09.2014 На мели


Российская экономика переживает нелегкие времена. Помимо общей стагнации отечественной экономики свою роль в этом сыграла политическая ситуация, взаимная санкционная война и дефицит денежных средств. В таких условиях участники рынка ждут начала реализации крупных бюджетных инвестиционных проектов, которые могли бы оживить текущую конъюнктуру и дать импульс развитию строительной отрасли. Об этом говорили руководители компаний – членов Российского союза поставщиков металлопродукции на открытом заседании совета организации, состоявшемся в конце июля в Москве.

Окончание крупных инвестиционных строительных проектов, медленная раскачка начала строительства новых объектов, а также недостаток финансовых средств — главные тормозящие факторы, считают участники российского рынка металлов. Так, Ю. Елисеев, руководитель ГП «Стальные конструкции — Профлист», заявил, что в этом году компания почувствовала снижение инвестиционной активности, особенно в области промышленного, коммерческого и инфраструктурного строительства, в связи с дефицитом денег. По его оценкам, инвестиции в данных секторах в России сократились на 70%. Это сказалось и на загрузке мощностей компании.

Л. Полянский, генеральный директор ГК Протэк, отметил, что металлопотребление в разгар строительного сезона в этом году в целом достигло достаточно высокого уровня, однако уже в середине лета стало заметно, что клиенты испытывают нехватку денежных средств.

Кроме того, отдельные банки, с которыми работает Протэк, известили об увеличении кредитных ставок, поскольку вследствие санкций, наложенных на российскую банковскую систему, у отечественных кредитных учреждений резко упали объемы ликвидности. «Это заметно и по тому, что от банкиров поступают просьбы проводить все операции внутри корсчетов одного банка. Например, если есть возможность платить Торговому дому «Северсталь» на его счет в банке ВТБ, то они обращаются к нам с просьбой, чтобы мы уговорили ТД «Северсталь» работать с нами через счет в банке ВТБ», — пояснил Л. Полянский.

Все это может серьезно ударить по потребительскому сектору, уверен он, так как вырастут ставки по ипотечным кредитам, в результате чего ипотека станет менее доступной, а кроме того, сами люди при таком нестабильном положении дел осторожнее влезают в долги. При данном сценарии развития событий рынок недвижимости вообще может перестать работать. Для этого достаточно, чтобы рост цен на недвижимость остановился и отыграл назад всего лишь 1%, и инвестиционная составляющая в покупке квартир обнулится.

При этом российские строительные компании в большинстве своем работают на заемных ресурсах, в том числе приобретая стройматериалы с отсрочкой платежа. Поэтому в случае проблем в строительной отрасли многие металлоторговые компании потеряют свои позиции на рынке.

Помимо этого, сами трейдеры будут испытывать проблемы с финансовыми ресурсами, потому что далеко не все они обладают возможностью предоставить имущество для залога, а объемы кредитования под товары в обороте, под поручительство и т.п. постепенно будут снижаться. Поэтому число компаний, которые ведут достаточно рискованную политику и работают на невысокой марже, тоже уменьшится. В частности, уже сейчас, по словам Л. Полянского, в Центрально-Черноземном регионе сокращается количество участников рынка, меньше становится подразделений торговых домов производителей. «Я считаю, что для рынка это позитивное явление, поскольку многие из них вели совершенно некорректную ценовую политику. А игра с ценой ни к чему хорошему не приводит, потому что в этом случае существенно снижается само качество отрасли. Нет прибыли — нет развития, и множество компаний в регионе до сих пор представляют собой стандартную площадку размером 2 га с одним-двумя козловыми кранами и большой грудой ржавого железа. Вот как в ХХI в. металлосервисная отрасль Черноземья встречает своих клиентов!» — посетовал он.

Хотя, конечно, в регионе есть компании, которые развивают качественный сервис, модернизируют склады и оборудование, наращивают поставки металлопродукции. Тот же Протэк в 2013 г. выгрузил порядка 100 тыс. т, а в текущем году планирует увеличить объемы до 150 тыс. т.

Е. Смирнова, заместитель председателя правления Меткомбанка, описывая ситуацию в российском банковском секторе, отметила, что увеличение ставок по кредитам обусловлено объективной реальностью. Межбанковское кредитование в настоящий момент находится под прессингом, а дополнительным фактором являются санкции, согласно которым иностранные банки перестали предоставлять средства российским госбанкам. В результате сократилось финансирование и коммерческих банков, а единственным источником ликвидности остался Центробанк РФ, который осуществляет жесткое регулирование банковской системы России. Все банки разделены на несколько категорий, и доступ к инструментам от ЦБ РФ имеют только финансовые учреждения первой и второй категорий. «Так как финансовое состояние банковской системы сложное и каждый банк в отдельности испытывает много проблем, а его финансовое состояние ухудшается, соответственно есть риск, что банк, который входил в первую или вторую группу, по итогам какой-нибудь очередной отчетности окажется в третьей группе и потеряет доступ к деньгам. Кроме того, государство в сегодняшних условиях проводит ограничительную политику, стремясь привлечь финансы в государственные банки», — заявила Е. Смирнова.

Эта политика, к сожалению, ведет к тому, что все разумные собственники стремятся уменьшить свои кредитные портфели и выйти в кэш. Кризис доверия проявляется не только в банковской системе, но и в том, что касается производителей. Как пояснил С. Курапин, первый заместитель генерального директора А ГРУПП, участники рынка опасаются, что металлургические компании не удержат цены и страхуются от их падения, стараясь закупать прокат лишь под текущие нужды. «Народ панически боится держать на складах лишние остатки, боится грядущего обвала цен, — прокомментировал он. — Особенно это заметно по мелким металлоторговцам. Если крупные компании еще более-менее связаны обязательствами с комбинатами и продолжают приобретать прокат, то небольшие фирмы предельно аккуратны и экономны. Мы это почувствовали еще в июне, когда у А ГРУПП несколько снизились транзитные отгрузки».

Прогнозируя развитие ситуации, С. Курапин предположил, что, скорее всего, в сентябре никакого обвала не произойдет, поскольку никто не делает резких и неправильных телодвижений.

Исполнительный директор УХК «Королевск трубный завод» В. Шипунов также отметил ужесточение требований банков к заемщикам в связи с общей неблагоприятной ситуацией с финансовыми средствами. В связи с этим на первое место выходит проблема недобросовестных дебиторов. По словам В. Шипунова, чтобы минимизировать влияние данной проблемы на текущую деятельность, на заводе была принята стратегия ужесточения кредитной политики и сокращения количества покупателей, которые получают продукцию с отсрочкой платежа.

Далее представители региональных компаний рассказали о том, как складывается ситуация на рынках металлов отдельных регионов. Так, И. Жиганов, генеральный директор Металл-Маркета, заявил, что в Самаре дан старт строительной кампании в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. При этом строительство других объектов, не связанных с чемпионатом мира, серьезно замедлилось. «Если не появится какого-либо дополнительного драйвера роста, то спираль развития региона будет закручиваться внутрь. Сложно сказать, с какой скоростью, но уже заметно, что сегодня приостановился даже рынок жилья эконом-класса, поскольку предложение здесь превышает спрос», — уверен он.

Д. Лебедев, генеральный директор Завода легких конструкций «Декор» (Нижний Новгород), добавил, что в Нижегородской области в ходе подготовки к чемпионату мира 2018 г. приступили к масштабной реконструкций аэропорта, выбрана площадка для строительства стадиона, идут последние согласования. Строительство стадиона планируется начать уже в этом году.

Управляющий директор Техностиля (Тула) К. Сергиенко, в свою очередь, отметил, в Тульской области в индустриальном парке «Узловая» китайская компания Great Wall Motors (GWM) приобрела площадку для строительства автозавода. Объем инвестиций в проект оценивается в 18 млрд руб. Запустить завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год планируется в 2017 г., окончательно его достроят к 2020 г. Предприятие будет включать в себя цеха штамповки, сварки, окраски, сборки и производства запчастей. На заводе в Тульской области китайский автопроизводитель намерен выпускать машины под маркой Haval.

Крупный инвестиционный проект в настоящий момент реализует и УК «Алюминиевые продукты», рассказал А. Скорняков, вице-президент компании. По его данным, предприятие строит прокатный комплекс, который призван обеспечить отечественную авиацию, судостроение и другие организации российской промышленности листами и плитами шириной до 3,8 м и длиной до 32 м. Первая очередь этого проекта будет запущена уже в конце текущего года. Что касается имеющихся мощностей, то на сегодняшний момент они загружены на 90—95%, из них половина — экспортными заказами. Объем производства продукции растет.

В целом можно отметить, что в краткосрочной перспективе ожидания участников рынка черных и цветных металлов весьма сдержанны. Сезонный спрос поддержал рынок металлов и позволил получить свою долю заработка от поставки металлопродукции. Однако в долгосрочной перспективе просматривается отсутствие серьезных драйверов роста и средств для развития. И это не на шутку беспокоит российские компании!

ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 26 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?