Новости РСПМ и компаний

06.06.2014 Рынок металлов Северо-Запада: в русле общих тенденций



Ежегодно в апреле в Санкт-Петербурге проходит круглый стол «Металлопрокат и конструкции для строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области», организуемый бизнес-клубом «РСПМ – Северо-Запад», на котором участники рынка Северо-Западного федерального округа подводят итоги предыдущего года, анализируют текущие тенденции и определяют задачи развития на предстоящий сезон. В этом году для обсуждения насущных проблем здесь собралось порядка 50 представителей металлургических, металлоперерабатывающих и металлоторговых компаний.

В 2013 г. емкость рынка региона достигла 3,5 млн т, рассказал В. Голенкин, генеральный директор Севзапметалла, председатель бизнес-клуба «РСПМ — Северо-Запад», представляя анализ рынка черного металлопроката Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Северо-Западный федеральный округ, таким образом, занял по объемам потребления шестое место среди российских округов. При этом динамика прироста потребления проката в прошлом году оказалась отрицательной по сравнению с 2012 г., и особенно серьезно просели сегменты листового проката и стальных труб.

К сожалению, отрицательный тренд был характерен и для промышленного производства: его индекс по Северо-Западу составил 99,2% по сравнению с 2012 г., по Санкт-Петербургу — 98,8%. Неудивительно, что на этом фоне упали и инвестиции в основной капитал.

Положительная динамика отмечена лишь в сегменте сортового проката. Это означает, что драйвером роста потребления проката черных металлов в регионе по-прежнему оставалось строительство, в первую очередь жилищное. Так, в прошлом году в округе было введено 6209,7 тыс. м2 общей площади — на 6,4% больше, чем в 2012 г., в том числе в Санкт-Петербурге — 2583,5 тыс. м2 (+0,3%), в Ленинградской области — 1292,7 тыс. м2 (+12,5%). Более активная динамика областного строительства связана с отсутствием в Северной столице так называемых пятен, то есть выделенных под застройку свободных территорий.

Генеральный директор направления «Санкт-Петербург» ГК «Пионер» Ю. Грудин по этому поводу отметил, что сегодня в регионе наблюдается тенденция укрупнения строительных объектов и предпочтение отдается комплексному освоению территории (КОТ), особенно в районах, близких к КАДу (кольцевой автодороге).

Кстати, в этих зонах в настоящий момент заявлено и планируется к реализации огромное количество проектов общей площадью около 45 млн м2, при том что весь жилищный фонд Санкт-Петербурга составляет 127 млн м2. Участников строительного рынка настораживает то, что механизм согласования и дальнейшей реализации такого количества проектов работает несинхронно и уже сегодня возникают скандалы, связанные с отсутствием необходимой социальной инфраструктуры и благоустройства во вновь построенных КОТах. Есть вероятность, что в какой-то момент проекты захлебнутся и часть застройщиков обанкротятся.

С целью минимизации таких рисков строители в последнее время все активнее принимают меры для повышения эффективности своей работы. Одна из мер — отказ от услуг генерального подрядчика, так как накопился негативный опыт в работе с такими компаниями, деятельность их не прозрачна, не ясна структура отношений подрядчика с субподрядчиками, что приводит, как правило, к низкому качеству строительства. Вместо этого ГК «Пионер», например, обратилась к услугам иностранной компании, специализацией которой является Management Construction (управление строительством). В функции такого субъекта рынка входит выстраивание прозрачных процедур по выбору материалов и поставщиков, разделение строительного объекта на 10—15 детализированных пакетов с понятными для заказчика цифрами затрат и организация по ним соответствующих тендеров.

Далее в ходе круглого стола выступили представители компаний, работающих в регионе, и охарактеризовали отдельные сегменты рынка металлов. Так, Д. Воропаев, генеральный директор Профкомплекта, озвучил результаты анализа рынка плоского проката с покрытиями, предназначенного для строительства. В 2013 г. в округе реализована 551 тыс. т проката с покрытиями, из них оцинкованного — 416 тыс. т (13% от общего объема рынка оцинкованного проката в России), с полимерным покрытием — 135 тыс. т (6%). При этом динамика прироста потребления сталей с покрытиями в регионе, как и в целом в России, в прошлом году оказалась более низкой по сравнению с предыдущим годом.

Сам Профкомплект в 2013 г. снизил объемы реализации металлопродукции в связи с неблагоприятной экономической ситуацией. В то же время выросла доля переработанного проката, и если раньше это было порядка 80%, то в 2013 г. 90%. Кроме того, компания увеличила выпуск продуктов, предназначенных для конечного потребителя: освоено производство новых видов металлочерепицы, в том числе «Монтеррей», «Супермонтеррей», «Толедо» и «Экоррей», а также сайдинга («Елочка», «Корабельная доска», «Двойная елочка», со штамповкой, плоский сайдинг, сайдинг с гофрированием).

Что касается 2014 г., то, по мнению Д. Воропаева, ситуация плохо поддается прогнозированию более чем на месяц, поскольку слишком много факторов носят неопределенный характер.

С. Курапин, исполнительный директор А ГРУПП, представил трубный сегмент регионального рынка. По его оценкам, Северо-Западный федеральный округ занимает 7,8% в общем объеме потребления трубной продукции в России. При этом особенно выделяются три субъекта: Архангельская, Ленинградская и Вологодская области, которые покрывают соответственно 17,16 и 8% трубного рынка региона.

Анализ клиентской базы А ГРУПП, по словам С. Курапина, показал явное перераспределение спроса на стальные трубы в регионе в сторону инфраструктурных проектов строительства и ЖКХ за счет сокращения потребления в промышленном секторе. При этом, как уже отмечалось ранее, общие объемы ввода жилья по Северо-Западу остались в целом неплохими, но темпы его несколько замедлились.
Позитивным фактором для трубного рынка является серьезная изношенность теплосетей Санкт-Петербурга. И если правительство города в ближайшие несколько лет будет вкладываться в их реконструкцию, то компаниям, поставляющим трубную продукцию, можно позитивно оценивать свои перспективы развития.

Затем Ю. Сорванов, генеральный директор Мастэнерго, озвучил результаты анализа рынка металлоконструкций Северо-Запада, оценив его емкость в 350—400 тыс. т в год, что составляет 11,3% от общего объема российского рынка. Он отметил, что это совсем небольшой объем и, к сожалению, в настоящий момент металлоконструкции в жилищном строительстве используются слабо, хотя за рубежом данное направление развивается весьма активно. Например, как следует из отчета Британской ассоциации производителей строительных металлоконструкций, в 1980 г. здания на стальном каркасе занимали порядка 34% от общего объема, а в 2010 г. показатель вырос до 70%.

Это стало возможным благодаря резкому росту эффективности компьютерных методик прочностного расчета, переходу на 3D-моделирование проектов, развитию станочного парка с числовым программным управлением, который позволяет создавать сложные элементы металлоконструкций, что увеличило скорости строительства и позволило создавать новые архитектурные формы.

По мнению Ю. Сорванова, в этом сегодня заинтересованы производители металлоконструкций, поставщики металлопроката, генподрядчики и инжиниринговые компании, чтобы совместными усилиями продвигать эту продукцию на рынок, разрабатывать новые решения и проекты, развивать нормативную базу, обновлять стандарты проектирования и т.д.
Крупнейшим участником рынка региона является Северсталь. Так, И. Игнашов, старший менеджер дирекции по маркетингу и продажам компании, отметил, что в 2013 г. Северсталь занимала 46% рынка строительного металлопроката — на 9% больше, чем в предыдущем году. В 2014 г. долю планируется довести до 50%.

С этой целью компания повышает свою клиентоориентированность, делая акцент на развитии отношений с потребителями в динамично развивающихся отраслях, на наращивании поставок и использовании логистического преимущества. В рамках данных направлений развиваются поставки железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, работает служба технической поддержки клиентов, которая практически в круглосуточном режиме оказывает консультационные и иные услуги по вопросам качества, количества и другим некоммерческим темам.

Кроме того, развивается система интегрированного планирования (что позволит сократить срок исполнения заказов потребителей до недели), веб-магазин и сервис электронного документооборота. В прошлом году была реализована программа штрихкодирования продукции, и некоторые потребители уже успешно ее используют.
В целом участники рынка отметили, что, несмотря на снижение динамики развития регионального рынка, он по-прежнему остается привлекательным и достаточно емким для работы и поставок сюда металлопродукции. Поэтому развитие местных компаний с точки зрения повышения культуры обслуживания клиентов, углубления переработки металлопродукции, повышения цивилизованности будет продолжаться. И кто дальше продвинется по этому пути, тот и выиграет в долгосрочной конкурентной борьбе.

Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 26 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?