Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
12.09.2025 Самарские откровения участников рынка металлов (обзор по деловой поездке РСПМ)
3 июля, в самый разгар лета, в Самаре состоялась деловая поездка – круглый стол «Рынок металлов Приволжья». Мероприятие, организованное компаниями Металл-Маркет, МаякМеталл и Российским союзом поставщиков металлопродукции (РСПМ), собрало более 60 руководителей и специалистов металлургических и металлоторговых компаний, сервисных металлоцентров и потребителей металлопродукции из 15 городов России.
В круглом столе приняли участие представители компаний Мечел-Сервис, ТД ММК, Металлсервис-Поволжье, ОМК-Маркет, Трубная Металлургическая Компания (ТМК), ТД ТМК, Брок-Инвест-Сервис, МаякМеталл, УТК-Сталь, Континенталь, Металлокомплект-М, Новый Сервис (Северсталь), Металл-Маркет, Техностиль Колор, Феррит, Юнона-2, РОМЕК, Мир сетки, Башмодульстрой и др.
В первой половине дня прошел круглый стол, модератором которого, по традиции, выступил президент РСПМ, генеральный директор ИИС «Металлоснабжение и сбыт» А. Романов. В своем приветственном слове он представил анализ состояния российского и мирового рынков стальной продукции, рассказал о прошедших событиях и осветил предстоящие деловые мероприятия рынка металлов.
Далее топ-менеджеры компаний обсудили ключевые вопросы и актуальную повестку текущего периода, в частности, развитие в регионе металлургических предприятий, металлотрейдеров и сервисных металлоцентров, влияние текущей экономической ситуации в стране, денежно-кредитной политики и ключевой ставки на бизнес-процессы в отрасли, снижение металлопотребления и другие вопросы.
М. Андрусенко, директор по маркетингу компании МаякМеталл, специализирующейся на производстве профилированного листа, листа с полимерным покрытием, сэндвич-панелей и металлоконструкций, рассказала, что компания обладает пятью производственными площадками, а недавно открыла 17-й офис продаж.
Спикер представила аналитику по своему сегменту. М. Андрусенко отметила, что в 2024 г. объем рынка сэндвич-панелей составил 44 млн м2. Доля PIR-панелей продолжает расти, достигнув 20—22% в прошлом году. Что касается сэндвич-панелей с минераловатным утеплителем, то несмотря на доминирование (34,6 млн м2), они демонстрируют тенденцию к снижению. Аналитики прогнозируют прирост рынка сэндвич-панелей в 2025—2029 гг. на 3-4% в год. Доля рынка Поволжья в общем объеме оценивается компанией МаякМеталл примерно в 15—17%.
Объем рынка производства металлических конструкций достиг в 2024 г. впечатляющих 1,88 трлн руб. против 1,64 трлн руб. в 2023 г. Однако, несмотря на позитивную динамику, сектор сталкивается с рядом серьезных угроз, которые могут оказать негативное влияние на его развитие в ближайшие пять лет. К ним относятся:
· нехватка производственных мощностей и высокая стоимость переработки;
· низкая производительность труда, обусловленная устаревшей нормативной базой и высокими требованиями;
· конкуренция со стороны китайских производителей металлоконструкций, выпускающих продукцию из недорогого сырья, с использованием высокоточного современного оборудования и роботов;
· высокие процентные ставки по кредитам и укрепление рубля.
По оценкам компании МаякМеталл, в 2024 г. объем рынка проката с покрытиями составил 5,9 млн т. Из них 3,8 млн т пришлось на оцинкованный прокат, а 2,1 млн т — на прокат с полимерным покрытием.
Строительный сегмент является ключевым потребителем, занимая 75—78% рынка, или около 4,5 млн т. Доля Поволжья составляет 12-13% в общероссийском объеме. Прогноз на 2025 г. предполагает умеренный рост в пределах 1—3%.
В своем выступлении М. Андрусенко проанализировала факторы, влияющие на потребление металлопродукции в промышленном строительстве и индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС), выделив как положительные, так и отрицательные тенденции. К числу благоприятных факторов она отнесла:
· национальные проекты, такие как «Комплексное развитие территорий», и активное развитие Дальнего Востока;
· государственную поддержку развития промышленной инфраструктуры, которая в 2025 г. составит 28,2 млрд руб.;
· нацеленность Правительства РФ на увеличение объемов ИЖС. Так, к 2030 г. планируется подготовить 75 тыс. га под индивидуальное жилищное строительство;
· расширение возможностей использования материнского капитала для строительства индивидуального жилья;
· внедрение эскроу-счетов для ИЖС.
Среди негативных трендов были отмечены:
· дефицит квалифицированных кадров;
· приостановка реализации отдельных проектов в рамках программы развития инфраструктуры;
· тенденция к уменьшению площади строящихся индивидуальных домов (с 150—170 м2 в 2019—2022 гг. до 80—100 м2 в 2025 г.) в связи с экономией и рациональным использованием пространства;
· высокая ключевая ставка и прекращение действия льготных ипотечных программ.
А. Гривцов, руководитель обособленного подразделения ТД ММК в Самаре, представил оптимистичный взгляд на ситуацию. Он сообщил, что самарский филиал не только выполняет, но и перевыполняет годовой план, установленный компанией. Несмотря на сокращение потребления по некоторым видам продукции и общее снижение цен на металлопродукцию, компания справляется с поставленными задачами, активно развивается и расширяет продуктовую линейку за счет закупок у сторонних производителей. Примером является открытие трубного направления, которое демонстрирует хорошие темпы роста. В настоящее время ТД ММК предлагает полный ассортимент трубной продукции от сторонних производителей и отмечает выокие темпы отгрузок.
Д. Вохмяков, руководитель ТД ТМК, подчеркнул, что в текущей рыночной ситуации ТМК уделяет особенное внимание оценке рынка, а также выработке четкой стратегии и тактики. Ежедневная работа сосредоточена на ключевых направлениях: управлении складскими запасами по всей номенклатуре продукции, оптимизации оборачиваемости и контроле дебиторской задолженности. Сеть ТМК насчитывает 16 филиалов. Компания активно развивает нишевые продукты и делает ставку на долгосрочные партнерства с крупными потребителями.
Е. Мишукова, руководитель обособленного подразделения Мечел-Сервис в Самаре, поделилась планами компании. В настоящее время реализуются проекты по развитию и реконструкции собственных площадок. В частности, на металлобазе в Самаре в текущем году начата реконструкция железнодорожных путей. В планах также строительство крытого склада площадью 5 тыс. м2. Кроме того, Мечел-Сервис делает большой акцент на развитие онлайн-торговли, что позволит клиентам в скором будущем оценить удобства и новые возможности личного кабинета.
О. Кудинов, коммерческий директор дивизиона «Поволжье» компании Металлсервис, рассказал о производственной политике и планах компании. «Компании Металлсервис уже более 90 лет. На протяжении долгого времени мы формировали ассортимент и широкую товаропроводящую сеть от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Когда мы почувствовали, что объемы сбыта начали опережать возможности снабжения, мы приступили к организации собственных производственных процессов», — отметил он.
По словам О. Кудинова, Металлсервис активно трансформируется. Помимо производства отдельных видов металлопродукции, компания развивает машиностроительное направление. Восстанавливаются и успешно выполняют заказы завод Волгоцеммаш и подшипниковый завод в Самаре. Ведется работа по повышению качества на этих предприятиях. Металлсервис становится более открытой компанией, ведет собственный Telegram-канал, где ежедневно публикуются сводки о достижениях, новости и аналитические материалы. Самарский филиал стремится поддерживать широкий ассортимент, позволяющий клиентам комплектовать полный заказ в одном месте. В настоящее время ведется строительство новых открытых и крытых площадок по перевалке металлопродукции.
Компания Юнона-2 зафиксировала снижение объемов продаж. Так, по итогам I полугодия текущего года чебоксарская компания продемонстрировала сокращение продаж на 6,12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Президент компании А. Магаршак отметил, что это связано со снижением потребления металлопродукции в Чувашии. На производственно-складском комплексе Юнона-2 постоянно в наличии 7 тыс. т металлопроката, а парк оборудования состоит из 17 единиц металлообрабатывающего оборудования. Несмотря на непростую ситуацию на рынке металлоторговли, компания использует свои мощности для получения дополнительной прибыли.
Компания Металл-Маркет, специализирующаяся на розничных, мелко- и среднеоптовых продажах металлопродукции, наблюдает наибольший спад спроса у самых мелких потребителей. Руководитель компании И. Жиганов связывает эту тенденцию с тем, что физические лица, по мнению многих аналитиков, ограничивают свои расходы, предпочитая размещать средства на депозитах с высокими процентами и наблюдают за ситуацией в экономике.
Металл-Маркет располагает пятью площадками: четыре в Самаре и одна в Тольятти. Компания делает ставку на развитие сервиса и скорости оказания услуг. В настоящее время она активно привлекает арендаторов на свои площади, отдавая предпочтение смежным отраслям и компаниям, гармонично вписывающимся в концепцию металлопоставок и сервисных металлоцентров.
И. Жиганов пригласил всех желающих принять участие в интеллектуальной игре в формате шоу-квиза «Металлленд», которая состоится 14 ноября в Санкт-Петербурге в рамках Международной промышленной выставки «Металл-Экспо».
В рамках круглого стола сотрудники Металл-Маркет провели анкетирование среди участников. В опросе приняли участие 34 респондента. Результаты показали, что 39,5% опрошенных оценивают 2025 г. для своих компаний положительно, 37,2% дали нейтральную оценку, 23,3% участников ожидают отрицательных результатов.
Результаты опроса также продемонстрировали экономическую ситуацию в текущем году относительно АППГ. Так, оборот компаний снизился в среднем на 6,8%, а чистая прибыль сократилась на 13,9%. Оптимистичный сценарий экономического развития компании считают реалистичным 16,7% опрошенных, сдержанную оценку дали 71,4% респондентов, а пессимистичный взгляд на будущее выразили 11,9% участников. В среднем участники опроса ожидают, что в 2025 г. оборот в рублях снизится на 8,4%, в тоннах — на 7,2%, чистая прибыль сократится на 22,4%.
Президент компаний УТК-Сталь и УТК-Сервис В. Селиванов сообщил, что один из восьми филиалов компании УТК-Сталь успешно функционирует в Самаре. Однако в текущих непростых условиях наблюдается снижение объемов отгрузок примерно на 30%. Основная специализация группы компаний — реализация и металлопереработка нержавеющего проката. Тем не менее в последнее время возросло количество заказов на изготовление металлоизделий и металлоконструкций из углеродистых марок сталей. Ежемесячно перерабатывается около 500 т продукции, преимущественно на площадке в Санкт-Петербурге. Базы УТК-Сталь также расположены в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве, Уфе, Перми и Новосибирске.
Компания РОМЕК уже 25 лет специализируется на производстве грузоподъемных приспособлений, включая цепные, канатные и текстильные стропы, траверсы и металлоконструкции. Сегодня производственно-складские площади компании занимают 12 тыс. м2, а штат насчитывает более 200 сотрудников. Основными клиентами являются металлургические и металлоторговые компании, СМЦ и грузовые автопарки. рассказал генеральный директор и основатель компании В. Шурыгин. По его словам, II квартал текущего года ознаменовался ощутимым спадом в потреблении и количестве новых заказов. Снижение по автомобильному направлению превысило 50%, по металлургии и металлотрейдингу оно составило около 5—7%. «Наблюдается явная тенденция к жесткой экономии. Недавно снабженцы одного крупного металлургического предприятия рассказали, что для экономии на закупках стропы перемещают между цехами в течение дня. На вопрос о причинах низких объемов закупок они отвечают: «Сейчас нет объемов, и большие складские остатки».
Л. Смирный, начальник офиса компании Брок-Инвест-Сервис в Нижнем Новгороде, также отметил снижение спроса на металлопродукцию и сложную ситуацию у конечных потребителей. В условиях текущей экономической нестабильности компания вынуждена жестко контролировать дебиторскую задолженность и сокращать лимиты на отсрочку платежей, что напрямую влияет на объемы продаж. По филиалу в целом зафиксирован спад на 8—10% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
О компании Новый сервис, входящей в структуру Северстали, рассказал руководитель обособленного подразделения в Самаре М. Бем. Он подчеркнул, что название компании говорит само за себя: это розничное подразделение Северстали, ориентированное на небольших клиентов со средним объемом закупок около 1 т. Компания предлагает клиентам дополнительные услуги, такие как подбор нестандартных заказов, резка металла, быстрая комплектация без очередей и оперативная доставка.
На сегодняшний день компания Новый сервис располагает примерно 15 филиалами, предпочитая развиваться в небольших городах и избегая конкуренции с компанией А ГРУПП. Площади металлобаз варьируются от 1 тыс. до 1,7 тыс. м2. В ассортименте металлопродукции на площадках компании 25% составляет продукция Северстали, остальное — сторонние закупки.
Отвечая на вопрос о дальнейших планах развития, М. Бем отметил: «В ближайшей перспективе планируем расширять спектр металлосервисных услуг, включая сварку и, возможно, приобретение дополнительного оборудования для лазерной резки, а также производство сеток или армокаркасов». По словам спикера, у компании амбициозная цель — осуществлять комплексные инженерные поставки для строительной отрасли. Уже сейчас в некоторых филиалах осуществляются пилотные поставки и продажа минваты и кирпича. Таким образом, компания не ограничивается только металлопрокатом, трансформируясь в своего рода микро-DIY.
Подводя итоги круглого стола, участники пришли к единому мнению: текущая экономическая ситуация — не повод опускать руки, а стимул к поиску новых, зачастую неизведанных, решений и подходов к ведению бизнеса.
Во второй половине дня гости посетили новокуйбышевскую производственную компанию Проминдустрия и Самарский резервуарный завод (СРЗ) — старейшее предприятие Самары. Участников поездки приятно удивил высокий уровень культуры труда на Проминдустрии и впечатляющие производственные мощности СРЗ, выпускающего более 30 тыс. т металлоконструкций в год.
Вечером на городской набережной состоялся дружеский турнир по пляжному волейболу «Золотые пески Самары» со звездами на призы компании «Металл-Маркет».
Поделись с коллегами:Читать все новости ![]()
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях:



