Новости РСПМ и компаний

19.07.2022 Дно, или снизу стучат? (обзор по круглому столу Клуба маркетологов РСПМ)


По традиции деловая программа выставки «Металлоконструкции» включает в себя встречу Клуба маркетологов Российского союза поставщиков металлопродукции. Не стал исключением и этот год: маркетологи ведущих металлургических и металлоторговых компаний обсудили актуальные тренды рынка и обменялись своими оценками происходящего.

Руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт» В. Тарнавский рассказал, что за последние несколько месяцев на мировом и российском рынках металлов произошли достаточно серьезные события. Среди них резкий рост цен в первой половине марта. В некоторых странах, в частности, в Евросоюзе они вовсе достигли рекордно высокого уровня. Но в конце июня стоимость начала снижаться. Причем спад уже пришел к тому, что цены на некоторую продукцию вернулись к уровню 2020 г. Вместе с тем раскручиваются инфляционные процессы, основным источником которых является подорожание ресурсов, в первую очередь в энергетике.

В Китае действуют негативные тренды: заметен резкий спад цен на стальную продукцию, серьезно проседает рынок недвижимости.

Профицит предложения складывается сегодня и в России. В 2021 г. на долю Евросоюза и других западных стран пришлось около 30% российского экспорта стальных полуфабрикатов, 40% экспорта горячекатаного листа, порядка 25% экспорта арматуры и катанки — это более 8 млн т. А если учитывать другие виды стальной продукции, то потери российских компаний от санкций могут составить около 10 млн т в год.

Анализируя ценовую ситуацию, В. Тарнавский заявил, что сейчас идет жесткая конкурентная борьба, и самый простой способ продавать — еще больше снижать цены. На текущий момент у многих участников есть ожидания, что на протяжении ближайших двух-трех недель рынок стабилизируется и немного поднимется. Конечно, все будет зависеть, в первую очередь, от тенденций в российской экономике — от поступления в нее денежных средств.

Что касается мировой экономики, то там, судя по существующим тенденциям, прогнозы более понятные. То есть ситуация будет ухудшаться, поскольку уже начались процессы сокращения производства, цены на энергоносители не снижаются, спрос не восстанавливается.

А. Ермаков, директор по развитию и маркетингу Корпорации А ГРУПП, со ссылкой на презентацию Сбербанка РФ, продемонстрированную на ПМЭФ-2022, рассказал о макротрендах в российской экономике. Среди них он отметил самые масштабные санкции в мировой истории, сжатие спроса, а также ограничения импорта и экспорта. Предполагается, что в текущем году ВВП сократится на 10%. Восстановление ожидается не ранее 2024 г. Наиболее негативная прогнозная динамика реальной добавленной стоимости в 2022 г. ожидается в таких отраслях, как недвижимость (–22%), торговля и ремонт автотранспорта (–17,8%), финансы и страхование (–11%), строительство (–8,5%), обрабатывающие производства (–6,9%), добыча полезных ископаемых (–6,9%) и др., позитивная — в госуправлении (12%), сельском хозяйстве (2,6%), научной деятельности (1,1%), здравоохранении (2%), в сфере коммуникаций и связи (1,7%).

Перед отечественным бизнесом сегодня стоят задачи импортозамещения (поиск локальных поставщиков или поставщиков из дружественных стран), переориентация международной торговли (ориентация на восточные направления — поиск партнеров, расширение инфраструктуры), поиск новых точек роста и эффективности (замещение выпадающих доходов на фоне снижения спроса и экспорта, рост производительности), гибкость — готовность к новым вызовам (смягчение последствий возможных глобальных вызовов в будущем).

Российские производители металлопродукции, по словам А. Ермакова, постепенно наращивают объемы экспорта в тоннаже, но в денежном выражении ситуация не удовлетворительная. В какой-то мере есть надежда, что внутренний рынок по стоимости будет дороже и поможет сформировать такую среднюю цену продажи, при которой у комбинатов появится прибыль.

При этом на спотовом рынке цены живут своей жизнью. К апрелю трейдеры накопили большие остатки, и когда пошло снижение потребления и цен, эти запасы превратились в источник убытков. По состоянию на конец июня эти остатки еще оптимальны, что не позволяет прогнозировать разворот рынка в сторону повышения цен.

И. Андреева, директор по маркетингу компании Брок-Инвест-Сервис, согласилась с тем, что на текущий момент цены продажи вторичного рынка оказались ниже закупочных. «Все ожидали, что в июле—августе цена должна подрасти, как и спрос, а потом начнется падение. До середины июня мы придерживались такой же модели. Но с появлением новых факторов понимаем, что роста цены, к сожалению, не произойдет», — добавила она.

При этом И. Андреева отметила, что производителям, особенно в сегменте электрометаллургии, повышение цен необходимо. Электрометаллурги не располагают большими запасами лома, а его стоимость сейчас очень низка. Чтобы закупить сырье и запустить производственную программу на следующий период, стоимость лома должна увеличиться, иначе заготовители его просто не повезут. Возможно, производители сорта в ближайшее время выйдут с предложением о повышении цен на металлопродукцию, но нет вероятности, что покупатели будут согласны на это. В сегменте горячекатаного листа в июле ожидается «дно» ценового тренда, поскольку многие заводы уже говорят о том, что они работают в рамках себестоимости, и дальше вниз им двигаться уже некуда. Но самая непрогнозируемая ситуация сегодня складывается в сегменте холоднокатаного проката, избыток которого на рынке колоссальный.

В таких условиях для металлотрейдеров очень важна максимальная гибкость, и одним из инструментов такой тактики становится электронная коммерция, уверен В. Сунагатуллин, руководитель сервиса Е-металл. Размещение на электронных торговых площадках, на агрегаторах — это один из эффективных каналов продаж. Например, сервис Е-металл позволяет покупателям быстро найти интересующий его прокат, сравнить цены и объемы, выбрать поставщика. Перед размещением на площадке все поставщики проходят проверку — они обязательно должны быть конечными владельцами металла, иметь склад и наличие. Данные регулярно обновляются.

Р. Волков, генеральный директор компании Металл-Сканер, добавил, что сегодня электронная коммерция развивается недостаточными темпами. В первую очередь, потому что по-прежнему не решены четыре основных проблемы:

·           устаревший процесс продаж: продажи осуществляются с помощью запросов счетов по телефону и по e-mail;

·           сложная рыночная структура: сильно фрагментированный рынок со значимой долей «перекупов» без добавленной ценности;

·           отсутствие прозрачности: искусственное сокращение выбора за счет отсутствия единого окна для сравнения цен, наличия, доставки от поставщиков;

·           нехватка сервисов Value Add: низкий уровень клиентского сервиса приводит к частым сменам поставщиков (отсутствуют отсрочка, доставка, металлообработка).

Для решения этих вопросов Металл-Сканер предложил поставщикам металла следующие сервисы:

·           онлайн-резервирование металла для проверенных контрагентов;

·           агентская модель работы: Металл-Сканер отвечает за привлечение и доведение конечного клиента до продажи, берет небольшое вознаграждение с поставщика;

·           сервис аналитики рыночных цен в реальном времени.

В целом развитие этой и других B2B-площадок помогает участникам рынка более оперативно решать вопросы поиска новых рынков сбыта, новых партнеров и покупателей. А значит, это направление будет активно развиваться и в дальнейшем.

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 19 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?