Новости РСПМ и компаний

23.03.2021 Актуальные изменения и новые возможности ГОЗ (по семинару РСПМ)


21 января в Москве в конференц-зале Российского союза поставщиков металлопродукции прошла рабочая встреча на тему «Практика правоприменения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“» для руководителей и специалистов коммерческих, финансовых и бухгалтерских служб металлоторговых компаний.

В мероприятии приняли участие более 40 руководителей и специалистов — представителей компаний Альфа-Металл, Ариэль Металл, АрхангельскМеталлКомплект, Брок-Инвест-Сервис, Галактика, Мир сетки, Метизная Торговая Компания, Ромек, Трубная Металлургическая Компания, УТК-Сталь, ЧТПЗ, Выксунского металлургического завода и др.

В ходе встречи, которую провели руководители Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» Е. Гончарук и Е. Давыдова, были рассмотрены вопросы банковского и казначейского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу (ГОЗ), новая концепция ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, использование раздельного учета и контроля целевого использования средств ГОЗ, рекомендации по организации работы предприятия при заключении и исполнении государственных контрактов по ГОЗ в 2021 г. Кроме того, участники разобрали конкретные примеры по разрешению спорных ситуаций, а также задали экспертам интересующие вопросы.

Практика банковского сопровождения ГОЗ в 2020—2021 гг.

Как известно, основным нормативным документом, регламентирующим деятельность в рамках ГОЗ в текущем году, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с учетом изменений от 27 декабря 2019 г. №517-ФЗ, от 18 февраля 2020 г. №20-ФЗ, от 31 июля 2020 г. №283-ФЗ, от 8 декабря 2020 г. №422-ФЗ). При этом эксперты рекомендуют также руководствоваться следующими документами:

·           Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (в редакции Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. №481, от 1 октября 2020 г. №1582, от 26 ноября 2020 г. №1944);

·           распоряжение Правительства РФ от 12 мая 2020 г. №1256-р (о порядке заключения госконтрактов по ориентировочной цене);

·           приказ Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. №190 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития РФ при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ» (зарегистрирован в Минюсте России 2 июня 2020 г. №58555, вступил в силу 14 июня 2020 г.).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. №3676-Р, с 1 января 2021 г. в отношении государственных контрактов, заключаемых Роскосмосом в целях реализации ГОЗ, теперь будет осуществляется банковское сопровождение (за исключением ФЦП «Развитие космодромов на период 2017—2025 гг. в обеспечение космической деятельности Российской Федерации»).

Кроме того, Роскосмосу необходимо обеспечить включение в государственные контракты условий, касающихся осуществления расчетов с использованием отдельных счетов, открытых в опорном банке для оборонно-промышленного комплекса (Промсвязьбанк).

Казначейству России также необходимо обеспечить перечисление остатков средств с лицевых счетов на отдельные счета, открытые головным исполнителям в опорном банке для оборонно-промышленного комплекса в срок до 1 марта 2021 г.

В январе текущего года Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, уточняющий требования к банковскому сопровождению и государственному контролю госконтрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки России, органов федеральной службы безопасности и госкорпорации Росатом в части их специфической деятельности. Документ инициирован Правительством РФ.

Предлагаемые изменения направлены на устранение имеющейся неопределенности между положениями закона «О гособоронзаказе» при их применении органами внешней разведки России, органами федеральной службы безопасности и госкорпорацией Росатом. Так, согласно нормам закона об оборонном заказе, эти лица освобождены от обязанности осуществлять расчеты по госконтракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, следовательно, на них не распространяется банковское сопровождение.

При этом действующее законодательство не устанавливает для органов внешней разведки России, органов федеральной службы безопасности и Росатома режим расчетов с казначейским сопровождением по гособоронзаказу, в то же время, согласно другим нормам закона, на них распространяется банковское сопровождение, поскольку не осуществляется казначейское сопровождение.

Еще одно важное уточнение внес Банк России, который в своем документе (Указание Банка России от 24 октября 2019 г. №5300-У) определил критерии операций, приостанавливаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».

Так, операция приостанавливается в случае списания денежных средств с отдельного счета в рамках:

·           уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов, суммарно превышающих 50% от цены контракта;

·           перечисления прибыли в размере, превышающем 20% от цены контракта;

·           перечисления иностранному исполнителю, являющемуся некоммерческой организацией или организацией, созданной иностранной структурой без образования юридического лица;

·           возмещения (компенсации) запаса, если указанное списание осуществляется в рамках дополнительного соглашения к контракту, заключенному до 15 июля 2016 г.;

·           неоднократных списаний денежных средств с отдельного счета исполнителя на любые иные счета на сумму менее 600 тыс. руб. (либо на сумму менее 50 млн руб., характер которых дает основания полагать, что целью таких списаний является уклонение от процедуры обязательного контроля, предусмотренной п. 1.4 ст. 6 №115-ФЗ);

·           списания денежных средств с отдельного счета исполнителя (заказчика) на отдельный счет исполнителя (поставщика), если ранее перечисление денежных средств указанному исполнителю (поставщику) по данному контракту осуществлялось с иного отдельного счета исполнителя (заказчика) в рамках той же сопровождаемой сделки.

Также утверждены правила согласования госзаказчиком уполномоченного банка головному исполнителю поставок продукции по ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. №425). Первоначально госзаказчик осуществляет отбор текущих заданий ГОЗ (перечень вновь заключенных госконтрактов, которые будут сопровождаться в Промсвязьбанке). При недостаточности вновь заключаемых госконтрактов госзаказчик составляет перечень идентификаторов государственного контракта для перевода сопровождаемых сделок из других уполномоченных банков. Условия о банковском сопровождении в Промсвязьбанке включаются в проект госконтракта с единственным поставщиком, а также в документацию о закупке. Перечень всех уполномоченных банков доводится до госзаказчика (в том числе до подписания госконтракта). Перечень уполномоченных банков не размещается в интернете. Выбор уполномоченного банка головным исполнителем возможен только при исполнении госконтрактов, не включенных в перечень. Государственный исполнитель сообщает госзаказчику реквизиты отдельного банковского счета (ОБС) в уполномоченном банке. Согласование госзаказчиком выбранного государственного исполнителя уполномоченного банка осуществляется путем включения реквизитов ОБС в проект госконтракта.

Старые и новые проблемы банковского сопровождения ГОЗ

Эксперты центра «Эксперт 275» выделили ряд проблемных ситуаций, с которыми представители малого и среднего бизнеса сталкивались при выполнении ГОЗ в 2018—2020 гг. В их числе:

·           возмещение запаса (невозможность или ограниченность). Включение в госконтракт условий о возмещении запаса и суммы запаса (в рублях) при подписании контракта, суммы запаса, сформированного до заключения контракта (по дополнительному соглашению возмещают запасы не все уполномоченные банки), отсутствие порядка подтверждения источника оплаты (ФОТ, накладные и пр.);

·           оптовые закупки (консолидированные закупки) в целях выполнения нескольких контрактов ГОЗ. «Перекрестное» финансирование невозможно;

·           закрытие отдельных счетов (перечисление остатков) при расторжении контрактов;

·           перевод средств и (или) нулевых счетов при смене уполномоченного банка (перевод сделок в новый уполномоченный банк);

·           неурегулированность порядка и срока закрытия отдельного счета головным исполнителем по старым контрактам ГОЗ (в том числе множество отдельных счетов по ГОЗ-2016 при неисполненных обязательствах по оплате соисполнителями);

·           отсутствие контроля сроков окончательной оплаты при расчетах с кооперацией (невозможность возмещения и перечисления прибыли при частичной оплате);

·           невозможность перечисления прибыли и возмещения запаса с отдельного банковского счета, на который не была перечислена вся сумма контракта (при частичном финансировании на расчетный счет);

·           процедура согласования права на привлечение и погашение с отдельных счетов кредитов головными исполнителями (временный регламент согласования кредита с Министерством обороны работает в «ручном режиме»);

·           различные подходы уполномоченных банков при проведении операций по отдельным счетам (требования к предоставлению документов);

·           отсутствие уточнений (разъяснений) порядка проведения отдельных расходных операций (лизинг, электроэнергии, налога на прибыль и прочих специфических кейсов);

·           запрет перечисления на расчетные счета в рамках лимита 3—5 млн руб. по договорам без идентификатора государственного контракта;

·           невозможность проведения финансирования работ по договору ГОЗ с идентификатором госконтракта до момента заключения госконтракта и открытия отдельного банковского счета;

·           различное толкование норм закона №275-ФЗ судами, контролирующими органами, уполномоченными банками (отсутствует единая практика правоприменения).

Наряду с этим с 2020 г. исполнители контрактов по ГОЗ имеют возможность пополнять отдельный банковский счет собственными средствами (при отсутствии или недостаточности средств для оплаты работ в рамках контракта), а также право на последующий возврат денежных средств с отдельного банковского счета на расчетный счет. Также теперь возможно возобновление оплаты с разных отдельных банковских счетов заказчика, открытых в рамках одного идентификатора госконтракта, то есть «веерные» платежи с разных счетов плательщика осуществляются через приостановку операции согласно критерию, предусмотренному указаниями Центробанка России №5300-У. Еще одна возможность связана с закрытием «нулевых» отдельных счетов до получения уведомления об исполнении госконтракта (закрытия сопровождаемой сделки).

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

Twitter Instagram Telegram Facebook Youtube

Сегодня: 23 апреля 2021г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?