Новости РСПМ и компаний

15.12.2020 Непростой год на рынке цветных металлов (по круглому столу РСПМ)


13 ноября в рамках деловой программы Недели металлов в Москве Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) провел круглый стол производителей, поставщиков и потребителей сырья и проката цветных металлов.

Участники круглого стола обсудили текущую ситуацию на рынке цветных металлов и его дальнейшие перспективы, важные аспекты спотового рынка и взаимодействие с производителями, присутствие импортной продукции (преимущественно из Китая), возможный дефицит по некоторым товарным группам и типоразмерам и другие вопросы.

Своим мнением поделились С. Буниц, акционер компании Галактика, член Совета РСПМ по направлению «Рынок проката цветных металлов», Р. Канеев, начальник отдела продаж компании Алюминий Металлург Рус, В. Фельдман, руководитель проекта «Цветные металлы» компании Металлсервис, А Пенский, генеральный директор компании Альмет, О. Карпинская, заместитель генерального директора компании ПромЦветМет.

Говоря о ситуации на рынке цветных металлов в целом и в компании Галактика в частности, С. Буниц отметил, что на сегодняшний день компания выполняет определенные показатели по объему продаж и выручке, и это позволяет держаться на плаву. Выручка Галактики по отношению к прошлому году снизилась примерно на 12%, в тоннаже снижение составило около 17%. По его словам, падение рынка цветмета происходит минимум пять лет.

Если говорить о выпуске продукции медной группы по четырем компаниям (УГМК-ОЦМ, Группа компаний «Акрон», Каменск-Уральский и Мценский заводы по обработке цветных металлов), то на конец текущего года он составляет 4,2—4,4 тыс. т в месяц. В 2019 г. было произведено 5,5—5,6 тыс. т, в 2018 г. — 6,4 тыс. т. То есть за два года рынок потерял около 2 тыс. т в месяц, а в процентном выражении это порядка 30—33%.

«Что касается показателей компании Галактика, то можно сказать, что мы находимся в тренде: все недополучают эти объемы, и мы недополучаем, — отметил С. Буниц. — Это говорит о том, что рынок действительно немножко „подсыхает“».

В 2020 г., по его словам, биржа пошла вверх. Те, кто занимался спотовой торговлей и у кого были товарные остатки на складах, стали зарабатывать благодаря инфляционным показателям, обесцениванию рубля и другим параметрам.

«Ситуация с алюминиевым прокатом, наверное, более сложная. Предполагаю, что в краткосрочной перспективе, например, до марта, будет наблюдаться дефицит алюминиевого полуфабриката из ряда сплавов и некоторых типоразмеров из-за аварии на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ), — сказал С. Буниц. — Кто-то решит подстраховаться и закупит аналогичную продукцию в Китае. Но следует помнить о том, что в этом случае есть определенные риски, связанные с логистикой, КТС, заградительными пошлинами».

Тему дефицита продукции затронул и Р. Канеев, начальник отдела продаж компании Алюминий Металлург Рус. Он отметил, что в следующем году (до марта—апреля) дефицит по некоторым видам продукции и типоразмерам, конечно, предвидятся. И произойдет это из-за уменьшения предложения на рынок со стороны КУМЗа. «Мы приложим все усилия, чтобы не допустить большого дефицита. К сожалению, наши возможности производства тоже ограничены, поэтому будем искать какой-то баланс. Никому не отказываем, от всех принимаем заявки, все рассматривается, — сказал Р. Канеев.

Что касается минимальных норм, то он отметил, что с прошлого года в компании изменений не произошло: на листовой прокат минимальная норма составила 1 т, на прессованную продукцию — 500 кг. Нормы выпуска остались без изменений.

«Конечно, из-за пандемии коронавируса год был непростым, — отметил Р. Канеев. — Но, думаю, компания Алюминий Металлург Рус сделала максимум возможного, чтобы увеличить возможности производства и, соответственно, не подвести заказчиков».

Забота о клиентах и для компании Металлсервис является важным направлением развития. По словам руководителя проекта «Цветные металлы» В. Фельдмана, раньше компания отгружала продукцию из цветных металлов в какой-либо филиал без хранения для конкретного потребителя. Сейчас же Металлсервис открывает склады, где постоянно будет присутствовать цветной металлопрокат. «Мы прекрасно понимаем, что пропускная способность наших баз является одной из текущих проблем. Спрос на цветной прокат в какие-то моменты превышал наши возможности. Но эта проблема решается. Так, мы открыли дополнительную базу в Москве (Электросталь), в Санкт-Петербурге создали дополнительный склад для цветного проката на Софийской улице. Также появились дополнительные складские мощности в Нижнем Новгороде, в Перми. Теперь клиентам удобно приезжать на одну базу и набирать порой по несколько сотен позиций (в том числе цветных металлов) — по 100, 200 или 500 кг, и быть обеспеченными металлопрокатом на какой-то период времени. Мы стараемся по максимуму поддерживать это направление.

Что касается производителя, то у нас нет предпочтений — Китай это будет или КУМЗ. Нам важно, чтобы присутствовали все производители. Выбор и решение за клиентом. Если ему нужен самарский лист, значит будет самарский. Если нужна продукция КУМЗа, он купит его».

Тему клиентоориентированности продолжила О. Карпинская, заместитель генерального директора ПромЦветМета. Она отметила, что для компании не столько важно, какую продукцию следует купить и где, сколько сделать так, чтобы это было своевременно, чтобы потребители и клиенты получили качественный сервис. «Безусловно, мы за то, чтобы работать с заводами, которые мы любим, — отметила она, — и стараемся двигаться в этом направлении. Но иногда приходится взаимодействовать не только с Металлсервисом, но и с другими компаниями — для того чтобы укомплектовать клиентов металлом».

Что касается объемов, то здесь компании удалось не упасть. Безусловно, клиентская база ПромЦветМета сильно изменилась: региональные трейдеры сейчас приезжают реже и делают минимальные закупки, поскольку теперь имеют поблизости базу Металлсервиса с большим ассортиментом. Однако компания находит и развивает новые направления, используя в том числе узкие места партнеров. «Мне кажется, самое главное — не стоять на месте, а адаптироваться к меняющейся ситуации, чтобы не падать ни в объемах, ни в прибыльности, — сказала О. Карпинская. — Следует оптимизировать свои управленческие ресурсы».

О снижении объемов реализации продукции рассказал также генеральный директор Альмета А. Пенский. Он сообщил, что в этом году объемы в компании снизились примерно на 20%. Однако прибыль по итогам 2020 г. будет лучше, чем годом ранее.

Что касается производителей, то А. Пенский отметил, что основной их проблемой является борьба за достаточно узкий сегмент российского рынка, из-за чего объемы внутреннего рынка год от года падают.

Во время выставки «Металл-Экспо'2020» в студии журнала «Металлоснабжение и сбыт» сотрудники редакции пообщались с Сергеем Буницем (видеоинтервью доступно на Youtube-канале ИИС «Металлоснабжение и сбыт») о текущей ситуации на рынке цветных металлов и о дальнейших его перспективах, о спотовом рынке и о взаимодействии с производителями, а также о положении дел в компании Галактика.

Сергей Иванович, какую характеристику рынку цветных металлов вы дадите по 2020 г.?

Год можно назвать одним из самых сложных, неординарных и непредсказуемых. Считалось, что людей нашего возраста невозможно удивить, однако на деле оказалось, что это не так. Удивили пандемийные явления, которые практически остановили ряд отраслей и заблокировали часть экономики.

Какие шаги предпринимают игроки рынка цветных металлов для минимизации потерь, связанных с текущим кризисом и общим снижением потребления?

Традиционные способы — это оптимизация затрат, уменьшение численности персонала, переход части сотрудников на неполный рабочий день. При этом, учитывая, что кризис на рынке цветных металлов длится на протяжении последних пяти лет, большинство его игроков уже максимально оптимизировались и ищут линейки продуктов, на которых можно зарабатывать высокую добавленную стоимость, или же организовывают дополнительные производственные цепочки.

Как в текущих реалиях складываются взаимоотношения производителей и металлоторговых компаний в плане условий работы? Не начали ли производители давать преференции в виде отсрочек платежей надежным клиентам из-за появившихся дополнительных объемов? Или они, наоборот, не рискуют и работают сейчас только по предоплате?

Сейчас многие понимают, что в связи с закрытием ряда бизнесов могут появиться банкротные дела и прочие проблемные моменты, поэтому многие производители и трейдеры очень сильно сократили свою дебиторку, предоставляют минимальные отсрочки и в индивидуальном порядке. Все борются за долю рынка за счет снижения своей маржинальности, сокращения сроков поставок и улучшения качества. Время непростое.

Как компания Галактика пережила этот непростой год? Какие планы строите на 2021 г.?

Если говорить о планах, то хочется планировать на ближайший год, три, пять — как это делали раньше. Идеи есть, но называть их не буду, поскольку время сейчас неопределенное. Все очень экстремально происходит, люди живут с перспективой на три дня, неделю, максимум месяц.

По рынку есть падение. Как я говорил на конференции «Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления», отечественные производители медного полуфабриката за два года потеряли в объемах выпуска продукции порядка 33%. Мы потеряли приблизительно столько же.

Как, на ваш взгляд, будет складываться ситуация на рынке в краткосрочной перспективе?

Если верить учебникам, если верить аналитикам, то после каждого глубокого кризиса наступает рост. Хочется надеяться на лучшее. Мы люди такие — не останавливаемся, работаем. Так что, думаю, прорвемся!

Сергей Краснопёров, генеральный директор компании Алюминий Металлург Рус, в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал о том, как изменилась стратегия компании в последние пять лет, а также о новых видах продукции, о новых потребителях.

Сергей Владимирович, активы компании находятся в г. Белая Калитва (Ростовская обл.). Что производите, кому поставляете?

АМР — это бывший Белокалитвинский металлургический завод. Мы существуем на рынке уже 66 лет и производим алюминиевые полуфабрикаты всех видов и направлений: листовой прокат, прессованную продукцию, а также продукцию кузнечного производства. Все, кто работает с алюминием как внутри России, так и за ее пределами, о нас прекрасно знают. Предприятие себя давно зарекомендовало как одно из крупнейших и ведущих в стране.

Одно время производством владела мировая корпорация Алкоа. Что изменилось с уходом американцев?

В течение десяти лет, с 2005 по 2015 г., компания входила в крупнейшую корпорацию по производству алюминия — Алкоа. На протяжении этого времени завод функционировал, а в 2015 г. предприятие перешло от американских собственников к российским бизнесменам. С того момента стратегия предприятия кардинально изменилась: мы начали активно наращивать объемы поставок на внутренний рынок, развивать экспортное направление, осваивать новые продукты. И поскольку мы вошли в структуру российской компании, то был взят курс на оборонно-промышленный комплекс, на авиа- и судостроение. Мы делаем сложные продукты и решаем интересные задачи. С 2015 г. объемы производства на предприятии выросли практически в 2 раза. Естественно, на протяжении этих лет мы инвестировали в оборудование и технологии, искали новые пути. Наша позиция на сегодня достаточно сильная и мы ее будем удерживать.

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 29 марта 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?