Новости РСПМ и компаний

13.07.2015 Самарская встреча


В Самаре прошла 7-я Международная конференция «Алюминий: сплавы, прокат и профили для промышленности и строительства», организованная журналом «Металлоснабжение и сбыт» при поддержке Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ), Металл-Экспо и Алкоа Россия. Участие в ней приняли свыше 100 руководителей и специалистов компаний, выпускающих различные виды алюминиевой продукции, металлоторговых, общественных организаций и пр.

«Конференция „Алюминий: сплавы, прокат и профили для промышленности и строительства“ стала традиционным форумом для игроков рынка алюминия и продукции на его основе. И немудрено, ведь обмен мнениями, взглядами, идеями стимулирует прогресс. Без взаимодействия с коллегами по рынку трудно удержаться на нем на плаву», — открыл пленарные заседания А. Романов, президент РСПМ.

«Я рад приветствовать всех участников конференции. Вот уже семь лет подряд мы собираемся, чтобы поговорить о развитии наших профильных рынков, о выпуске новой продукции, о решении общих проблем, — сказал в приветственном слове М. Спичак, генеральный директор завода Алкоа СМЗ. — Профессиональное общение необходимо, особенно в текущей сложной ситуации. Мы, безусловно, ее преодолеем — для обсуждения возможностей в том числе и собрались. Спасибо журналу и РСПМ за организацию таких встреч».

По словам М. Спичака, с момента покупки американской корпорацией Alcoa Самарского металлургического завода (впоследствии переименованного в Алкоа СМЗ) в его модернизацию вложено порядка $450 млн. Предприятие выпускает широкий спектр алюминиевых полуфабрикатов, начиная с плит, листов и баночной ленты и заканчивая штамповками и поковками. В июле завод отпразднует 55-летие.

«В 2015 г. мы собираемся направить более $18 млн на повышение эффективности действующего оборудования, что позволит предприятию улучшать качество выпускаемой продукции и повышать стандарты безопасности труда», — отметил М. Спичак.

Затем эстафетную палочку выступающего принял И. Вишневский, коммерческий директор Алкоа Россия, познакомивший делегатов конференции с трендами развития глобальных рынков конечных изделий из алюминия. «Год назад мы оценивали рост потребления алюминиевых полуфабрикатов в мировой аэрокосмической индустрии на 8-9% относительно итогов 2013 г., — сказал он. — Сейчас компания рассчитывает, что продажи продукции для авиационной промышленности вырастут на 9-10%. Мы видим, что спрос на современные гражданские самолеты в мире серьезно растет. В качестве катализаторов выступает как рост численности населения и возрастающая необходимость перемещения в современном мире, так и значительная экономия топлива современных самолетов, позволяющая достаточно быстро окупать приобретение нового лайнера. Многие участники конференции прилетели в Самару и воспользовались прекрасным новым аэропортом Курумоч, который строился более года. А теперь представьте, что в Китае ежегодно вводят в эксплуатацию аэропорты, по мощности превосходящие московские».

Наряду с авиационным расширяются и другие рынки. В текущем году ожидается рост продаж алюминиевых полуфабрикатов для автомобилестроения на 2—4%, для упаковочной индустрии — на 2-3%, для производства строительных конструкций — на 5—7%, для выпуска промышленных газовых турбин — на 1—3%. Alcoa стремится расширять свои позиции на всех перечисленных рынках. Также компания намерена увеличить продуктовую линейку за счет органического роста и приобретения новых активов.

С данной целью Alcoa приступила к экспансии своего титанового бизнеса, заключив сделку по приобретению фирмы Tital, одного из ведущих поставщиков титанового фасонного литья для авиакосмических концернов, и объявила о покупке RTI, крупного производителя титановых сплавов и полуфабрикатов.

И наконец, Alcoa развивает инновационные технологии. Среди них Micromill, работающая по принципу бесслитковой прокатки. Она позволяет сократить время выпуска рулона из расплавленного алюминия с традиционных 20 дней до 20 минут. Прочность проката повышается на 30%, пластичность — на 40%. Micromill можно оперативно перенастраивать с изготовления проката для автомобилестроения на производство ленты для упаковочной и любой другой отрасли.

Также И. Вишневский озвучил планы увеличения потребления алюминиевой продукции. Среди проектов Alcoa в России следует выделить продвижение алюминия в сегмент наземного транспорта. Специалисты компании разработали сплав 1565ч. Изготовленные из него автоцистерны для перевозки топлива, сыпучих грузов на 25—30% легче, чем из традиционных алюминиевых сплавов. Популярность этих решений у перевозчиков растет по причине большей грузоподъемности транспорта и экономии топлива.

Получили развитие совместные с производителями железнодорожной техники проекты по созданию алюминиевых вагонов-хопперов. «На нашей встрече в Екатеринбурге, а позднее и в Минске я показывал вам фотографии нашего опытного образца вагона-зерновоза. Сейчас он проходит испытания. Ожидаем, что в следующем году эта модель пойдет в серийное производство. В апреле из листов, плит и профилей из сплава 1565ч, произведенных на Алкоа СМЗ, был собран первый хоппер-минераловоз. Это наш совместный проект с РМ Рейл (входит в корпорацию Русские машины) в партнерстве с Русалом. Второй вагон появится летом. Широкой аудитории мы продемонстрируем оба вагона в сентябре на выставке „Экспо 1520“ в подмосковной Щербинке», — поделился сведениями И. Вишневский.

Кстати, в тот же день в Саранске хоппер-минераловоз был представлен потенциальным покупателям — основным перевозчикам минеральных удобрений. «Это первые в России алюминиевые вагоны-хопперы, и, как показывает опыт экономически развитых стран, за подобными техническими решениями будущее. Обе модели хоппера обеспечат прирост потребления полуфабрикатов уже в следующем году. На производство вагона расходуется 6-7 т алюминия, а требуются тысячи вагонов. Однако стоит отметить, что такие возможности не реализуются сами собой. В частности, коммерческой реализации грузовых вагонов предшествовало несколько лет инженерных и конструкторских работ, производство и сертификация прототипа, изменение технических регламентов и многое другое. И это, безусловно, сложная работа, результат которой можно увидеть только несколько лет спустя», — добавил И. Вишневский.

Среди других проектов Алкоа Россия, направленных на расширение применения алюминия, можно выделить создание на базе Алкоа СМЗ производства алюминиевых бурильных труб с замком горячей сборки и продукции из жаропрочных сплавов. Кроме того, Алкоа Россия принимает участие в подготовке инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 г. — планирует поставить алюминиевый прокат для стадиона «Зенит-Арена» (Санкт-Петербург). «Как было отмечено, Россия — гигантский рынок: сотни миллионов жителей, тысячи предприятий. Но это не только территория, которая в международном разделении труда является рынком сырья. Мы можем генерировать огромное количество новых идей, технологий. Поэтому я надеюсь, что в сегодняшних обсуждениях помимо проблем, которых у всех достаточно, большое внимание будет уделено и возможностям», — завершил выступление И. Вишневский.

«С 1993 г. потребление алюминия в России сократилось на 33%, в мире оно выросло в 2,6 раза», — сообщил О. Чарин, генеральный директор Торгового дома Русала.

Согласно его презентации, в минувшем году емкость глобального рынка первичного алюминия расширилась на 7%, тогда как рынок России и стран СНГ сузился на 4% — теперь он потребляет лишь 1,5% крылатого металла на планете. По прогнозам, спрос на первичный алюминий в мире будет увеличиваться в среднем на 6-7% ежегодно до 2020 г. Наиболее быстрые темпы потребления сможем наблюдать в Китае и Индии, на Ближнем Востоке и в США.

Рынки России и иных стран, ранее входивших в Советский Союз, будут стагнировать. Спрос в 2015—2016 гг. упадет на 8—10%, их доля на глобальном рынке — до ничтожных 0,8-0,9%. Удельное потребление первичного алюминия в России составляет 5,6 кг на человека, в мире в среднем это 7,9 кг. Если темпы сохранятся, то оно достигнет к 2020 г. лишь 8 кг на душу населения.
Анализ динамики спроса на первичный алюминий в России показывает его более сильную корреляцию с промышленностью и более слабую — с потребительскими секторами экономики.

Несмотря на то что в нашей стране много предприятий, выпускающих различные виды алюминиевой продукции, ее продолжают поставлять из-за границы. В 2014 г. импорт алюминиевых полуфабрикатов (прокат и профили) и готовых изделий (фольга, кастрюли, сковороды, пружины, батареи, шкафы, бидоны и пр.) сократился на 11%, автомобильных дисков — на 7%, в то же время проводов стали ввозить больше на 15%, автомобилей — на 2%.

Безусловно, поставки продукции из-за рубежа сокращаются, однако касается это наименее технологичных товаров народного потребления. Растет импорт автокомпонентов — из-за недоработок программы локализации промышленной сборки и нехваткой мощностей по выпуску иностранных аналогов в России.

Решить проблему низкого спроса можно с помощью мероприятий по стимулированию потребления алюминия в отечественной промышленности и строительстве, для чего следует консолидировать усилия всех участников внутреннего рынка. «Русал готов принять в данной работе самое активное участие и сотрудничать со всеми без исключения игроками», — подытожил О. Чарин.

«Ретроспективный анализ динамики производства первичного алюминия в мире показал, что оно устойчиво увеличивается, — подчеркнул О. Душин, аналитик банка ВТБ 24. — С 1994 по 2014 г. выпуск крылатого металла на планете снижался только раз — в 2009 г. Глобальный спрос тоже увеличивается, например, в прошлом году он вырос на 7% — до 55,2 млн т».

Среди драйверов расширения спроса на алюминий особняком стоит автомобильная индустрия. Если в 1999 г. на изготовление автомашин на планете пошло 4,9 млн т алюминия, то в 2012 г. — 8,7 млн т. В 2015 г. будет использовано 11,4 млн т, в 2020 г. — 14,8 млн т, в 2025 г. — 30—35 млн т. Прогнозируется и изменение структуры потребления: в 1999 г. первичный алюминий занимал 43% в суммарном спросе со стороны автомобильной промышленности, вторичный — 57%, в 2015 г. может быть 55 и 45% соответственно.

Для мировых автомобильных концернов алюминий привлекателен с точки зрения снижения веса машин и расхода топлива. В будущем доля алюминия в автомобилях вырастет: в 2015 г. — до 6,6%, в 2020 г. — до 16,9%, в 2025 г. — до 26,6%.

«Мы намерены увеличить выпуск алюминиевых полуфабрикатов, и уже в следующем году он должен превысить 40 тыс. т», — отметил В. Чертовиков, генеральный директор завода Алюминий Металлург Рус (ранее БКМПО, потом Алкоа Металлург Рус).

В. Чертовиков продемонстрировал развитие производства алюминиевых полуфабрикатов на возглавляемом им предприятии: если в 1989 г. БКМПО выпустило около 310 тыс. т продукции, то в последующие годы объемы выпуска постоянно падали, и уже в 2005 г., когда оно вошло в состав Alcoa, было изготовлено лишь около 41 тыс. т. Вхождение завода в состав Alcoa не смогло переломить ситуацию, и в 2014 г. было произведено примерно 23 тыс. т алюминиевых полуфабрикатов.

После того как предприятие сменило владельца (Ступинская металлургическая компания купила его у Alcoa), новый собственник взял курс на рост производства и расширение продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке. «Мы хотим активизировать экспорт, видя в этом направлении хорошие перспективы, но не будем забывать и о российских потребителях», — резюмировал В. Чертовиков.

«Мы продолжаем строить наш новый прокатный комплекс, не останавливаясь ни на день», — сообщил А. Григорьев, начальник отдела маркетинга Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ).

На неделе, предшествовавшей проведению конференции, была запущена первая очередь прокатного комплекса, в состав которой вошли шестивалковый нереверсивный стан холодной прокатки с длиной бочки рабочего валка 2950 мм, 18-камерных печей отжига рулонов массой 25 т, линии поперечной резки рулонов на листы и продольной резки рулонов на ленты, высотный автоматизированный склад хранения рулонов, мостовые электрические краны, вспомогательное оборудование.

Теперь КУМЗ может изготавливать ленты из сплавов толщиной 0,2—5 мм и шириной 20—2000 мм, листы длиной 2000—12 000 мм, толщиной 0,2—8 мм, шириной 900—2000 мм с безупречным качеством поверхности.

В рамках второй очереди проекта на КУМЗе планируется построить цеха горячей прокатки и термомеханической обработки плит и листов. Там будет установлен двухклетьевой стан горячей прокатки, линия непрерывной термообработки лент, горизонтально-закалочный агрегат для закалки плит и листов, правильно-растяжная машина, агрегат для фрезерования слитков. Оборудование введут в эксплуатацию в 2017 г., и тогда ширина лент увеличится до 2750 мм, листов — до 3200 мм, плит — до 4000 мм.

По сути, когда прокатный комплекс полностью заработает, он будет изготавливать продукцию, полностью отвечающую всем требованиям международных стандартов. Применение же ей найдется в авиастроении (панели фюзеляжа, верхнее и нижнее покрытия крыльев), в судостроении, в железнодорожном машиностроении и т.д.

«На сегодняшний день в России производится 500—570 тыс. т вторичных алюминиевых сплавов, однако уровень их потребления более низкий — около 100 тыс. т», — отметил А. Цыденов, генеральный директор Завода алюминиевых сплавов.

В СССР цветная металлургия выпускала около 1 млн т вторичного алюминия, заготавливая в качестве сырья главным образом лом и стружку, шлаки попросту захоранивали. Советская промышленность полностью потребляла все вторичные алюминиевые сплавы.

Рыночные времена принесли новые веяния. В России сегодня производится 120—140 тыс. т вторичных деформируемых сплавов, 300—330 тыс. т литейных. Большая часть вторичных алюминиевых сплавов отправляется на экспорт. В прошлом году вывезено за границу 300—350 тыс. т литейных сплавов. Первое место по их закупкам занимает Япония: в 2014 г. она приобрела 280 тыс. т, в январе—марте 2015 г. — 75 тыс. т.

В то же время на российском рынке проявилась четкая дифференциация ломоперерабатывающих предприятий: одни выпускают цилиндрические слитки для прессования профилей, другие — литье, третьи — раскислители. Да и структура заготавливаемого сырья изменилась, в ней появились использованные банки.

«В I квартале 2015 г. на внутреннем рынке проявилась четкая тенденция падения спроса на алюминиевые профили», — заявил Л. Киселев, генеральный директор компании Сиалмет.

Причины падения спроса — сокращение деловой активности компаний и частных лиц вследствие снижения курса российского рубля по отношению к американскому доллару и евро (повлекшее за собой увеличение рублевых цен на профиль и прочие строительные материалы), повышение ключевой процентной ставки (вызвавшее подорожание кредитов для бизнеса), уменьшение экспортных цен на нефть и природный газ (приведшее к сужению потоков валютной выручки).

Потребители принялись отказываться от закупок алюминиевых профилей, поскольку у них появились непредусмотренные расходы, они не могли выполнять условия ранее заключенных контрактов, вынуждены были увеличивать объемы привлекаемых кредитных ресурсов. Рост ключевой процентной ставки, бесспорно, больно ударил по строительному комплексу, ведь у девелоперских организаций возникли трудности с получением новых и обслуживанием текущих кредитов, для частных же лиц подорожали ипотечные кредиты. Одновременно ускорились темпы ввода жилья при отказе от строительства новых объектов жилой и коммерческой недвижимости в силу ослабления платежеспособного спроса, хотя текущие проекты планируются к завершению. В результате прессовые предприятия стали останавливать экструзионные линии, и между ними усилилась конкуренция.
Последствиями складывающейся ситуации может стать дальнейшее падение объемов возведения жилых домов, частичный отказ от применения алюминиевых профилей в строительстве, резкое снижение темпов создания коммерческой недвижимости, уменьшение уровня загрузки мощностей прессовых заводов и очередной виток конкуренции. Тем не менее участники внутреннего рынка алюминиевых профилей не сдаются, пытаются найти новые возможности для работы, надеясь на расширение спроса в будущем.

В сходном ключе выступил и К. Корнев, член совета директоров компании ЛайтКонстрашен. «На сегодняшний день имеющиеся в России мощности по выпуску алюминиевых профилей значительно превышают реальное потребление», — констатировал он.

На отечественном рынке наблюдается временная консервация прессовых линий, увольнение оказавшегося избыточным персонала, перепрофилирование задействованного технологического оборудования, уход отдельных игроков и пассивное ожидание роста потребления оставшимися на нем. Среди проблем высокие ставки по кредитам коммерческих банков и завышенная стоимость алюминия, трудности с возвратом налога на добавленную стоимость, высокая стоимость экспортного сопровождения.

Между тем возможные пути выхода из сложившейся ситуации следующие: увеличение экспорта и замещение импорта, налаживание выпуска товаров, не изготавливающихся в России. Подобное реально осуществить с помощью консолидации усилий нескольких предприятий, привлечения государственного финансирования, разработки схем минимизации проблем возмещения НДС и пр.

Из числа незанятых ниш К. Корнев выделил сегменты голого крупногабаритного профиля, трубок, тонкой проволоки, системных решений (занятых Schuco), интерьеров для больниц, детских садов и школ, для изготовления банальных дорожных знаков, самокатов, велосипедов и детских колясок, радиаторов электронных устройств и ободков айфонов.

«В последнее время немало говорится о необходимости импортозамещения, хотя иностранная продукция с российского рынка никуда не делась. И зачастую отечественные предприятия попросту не в состоянии конкурировать с иностранными по номенклатуре, палитре сплавов, качественным характеристикам», — поделился мнением Б. Игонькин, генеральный директор завода Авиаль.

В начале 2015 г. на внутреннем рынке заграничный плоский прокат из сплавов АМг2 и АМг3 был дешевле российского. Затем проявился интересный тренд: раньше прокат ввозился под каких-то конкретных клиентов, теперь — для складской торговли.

Тем временем ряд трейдеров, стремясь повысить прибыльность бизнеса, развивают обработку алюминиевого проката, скажем, ведя продольную и поперечную резку. Именно они, создавая малые предприятия, и могут обеспечить реальное импортозамещение.

Подобное происходит и на рынке полуфабрикатов из меди и ее сплавов, где раньше доминировали крупные заводы по обработке цветных металлов, а теперь появляется все больше и больше мелких. Аналогичная тенденция будет наблюдаться и на рынке продукции глубокой переработки алюминия.
«В российских самолетах продолжают применяться алюминиевые полуфабрикаты, которые используются для производства самых различных авиационных компонентов», — сообщил В. Агеев, ведущий инженер компании Туполев.

Структура использования алюминиевых полуфабрикатов в элементах конструкций гражданских и военных самолетов разнообразна — из них изготавливают обшивку фюзеляжа, высоконагруженные силовые детали каркаса, штампованные детали и сварные конструкции, детали реактивных двигателей и др. Кроме того, для обшивки фюзеляжа используют слоистые алюмостеклопластики, обеспечивающие повышение весовой эффективности на 20—30%, живучести — в 2-3 раза и снижение акустического воздействия.

В целом для изготовления магистрального узкофюзеляжного самолета требуется порядка 200 т алюминиевых полуфабрикатов, в том числе примерно 150 т плоского проката, 22,5 т — сортового, 6,1 т крупногарабаритных штамповок и поковок, 21 т прессованных панелей и профилей. Чтобы выпустить региональный самолет, нужно свыше 110 т алюминиевых полуфабрикатов, в том числе почти 11 т сортового проката, 87 т плоского проката, 9,6 т профилей и панелей, 2,8 т крупногарабаритных штамповок и поковок.

В. Агеев представил прогноз потребления алюминиевых полуфабрикатов в гражданских самолетах на период до 2019 г. включительно. В 2015 г. планируется изготовить 70 крылатых машин, в 2019 г. — 150. Соответственно для них в 2015 г. потребуется 7,5 тыс. т алюминиевых полуфабрикатов, в 2019 г. — 22,8 тыс. т.

«Когда продаешь алюминиевые полуфабрикаты за границу, следует учесть немало нюансов. Если поставки в дальнее зарубежье особых хлопот не доставляют, то в реализации продукции в страны СНГ полно подводных камней», — подчеркнул С. Буниц, директор компании Галактика.

Чтобы успешно продавать в бывшие республики Советского Союза, надо грамотно выбирать контрагентов, учитывать специфику законодательства каждой страны и особенности уплаты в ней косвенных налогов. К примеру, в граничащей с Россией Белоруссии все государственные предприятия обязаны вести операции с цветными металлами через Белорусскую универсальную товарную биржу. Для проведения на белорусском рынке сделки требуется экономический расчет ее выгодности с учетом динамики стоимости алюминия на LME и курса российского и белорусского рублей при отсутствии возможности хеджирования цен и необходимости предоставления контрактов в банк для валютного контроля при сумме операции свыше $50 тыс.

Вдобавок отечественной продукции постоянно приходится конкурировать с аналогами из Сербии, Германии, Норвегии, Италии и т.д. К сожалению, она уступает им по техническим показателям, оказываясь зачастую дороже. В целом для дистрибьюции на рынке СНГ существует много преград, и трейдерам волей-неволей приходится их преодолевать.

«Трейдеры, специализирующиеся на торговле алюминиевыми полуфабрикатами, стали развивать их переработку», — рассказал А. Батинский, генеральный директор компании Альфа-Металл.

Согласно представленному им анализу деятельности металлоторговых компаний, оперирующих на внутреннем рынке алюминиевых полуфабрикатов, складской остаток у них колеблется в диапазоне 0,5—2 тыс. т, уровень кредитования — 50—200 млн руб., средняя отгрузка составляет 15 позиций по 150 кг.

Для увеличения доходности бизнеса многие трейдеры стали оказывать дополнительные услуги: раскрой рулонов, поперечную и продольную резку алюминиевого проката, его гибку, порошковую покраску, цветное и бесцветное анодирование, доставку готовой продукции. Они сталкиваются с трудностями, как то: просьбы потребителей об отсрочке платежей или низкий спрос со стороны оборонных заводов, имеющих собственные заготовительные мощности. Впрочем, трейдеры намерены развивать переработку алюминиевых полуфабрикатов, несмотря на рыночные барьеры, поскольку она имеет большой потенциал.

На следующий день конференции ее участники посетили Алкоа СМЗ и познакомились с его возможностями. Алкоа СМЗ — лидирующее предприятие по выпуску алюминиевых полуфабрикатов. В его составе действуют литейное, прокатное и прессовое производства (в последнем функционируют два крупнейших в России пресса: горизонтальный и вертикальный). Он производит широкий ассортимент прокатной, прессовой и кузнечно-штампованной продукции из всех видов алюминиевых сплавов в соответствии с требованиями международных и российских стандартов. Его традиционные потребители — предприятия аэрокосмической, судостроительной, упаковочной, нефтегазодобывающей промышленности, транспортного машиностроения.

В целом же два дня напряженной работы конференции показали: какие бы проблемы ни существовали на алюминиевом рынке, востребованность крылатого металла будет только расти.

ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 24 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?