Новости РСПМ и компаний

08.04.2015 Рынок алюминия: Биржа, цены и вагон


В конце прошлого – начале нынешнего года в России резко выросли рублевые цены на первичный алюминий, отчего значительно подорожала продукция на его основе. Ситуацию усугубило сокращение спроса со стороны строительного комплекса и отдельных отраслей промышленности. Производители продукции глубокой переработки крылатого металла испытывают большие проблемы, поскольку падает загрузка их мощностей и замораживаются инвестиционные проекты.

Своим видением внутреннего рынка алюминия и алюминиевых полуфабрикатов в рамках онлайн-конференции «Рынок алюминия: проблемы, тренды, перспективы», прошедшей в редакции журнала «Металлоснабжение и сбыт», поделились директор по сбыту на рынках России и стран СНГ Русала Р. Андрюшин, вице-президент по маркетингу и развитию рынков компании Алюминиевые продукты В. Скорняков, генеральный директор группы Алютех А. Жуков.


Как вы оцениваете ситуацию на российском алюминиевом рынке? Когда она улучшится — в нынешнем году или только в следующем?

Р. Андрюшин: Ситуация на алюминиевом рынке тяжелая, самым трудным месяцем был январь. И Русал, как основной поставщик алюминия на постсоветском пространстве, наблюдал снижение объемов потребления алюминия.
На ситуацию на рынке повлияли несколько факторов. Во-первых, сыграла роль сезонность, потому что в начале года всегда снижаются закупки металла.
Во-вторых, произошла общая стагнация экономики в России, проявившаяся рецессией и резкой девальвацией рубля. В основном пострадали автомобильная отрасль, экструзионная индустрия, жилищное строительство, в меньшей степени — прокатные предприятия, оборонно-промышленный комплекс. Однако кабельная промышленность показывает рост с начала текущего года.
В целом ситуация меняется, и объемы продаж в марте ожидаются выше, чем в декабре, но прогнозировать кардинальное улучшение до конца 2015 г. я бы не стал. Тем не менее сейчас стабилизируется рубль и мировые цены на цветные металлы, что поспособствует восстановлению спроса на алюминий в России.

Каково положение дел в транспортном машиностроении, включая автопром и производство железнодорожной техники? Почему в России очень мало алюминиевых пассажирских поездов, а грузовых вообще нет? Что надо сделать производителям алюминиевой продукции для изменения ситуации?
Р. Андрюшин: Сокращается выпуск автомобилей, отчего неминуемо снижается потребление их производителями материалов и компонентов, включая алюминий. К сожалению, проблема в потребительском спросе — люди не хотят покупать машины, они думают больше о гречке сейчас, а не о квартирах или машинах. В период рецессии, конечно, наиболее страдают сектора с дорогостоящими продуктами.
Русал активно работает в транспортном машиностроении в целом и в автопроме в частности. Например, мы участвуем в партнерских программах производителей автомобилей и компонентов для них, хотя могли бы этого не делать.
Мы помогаем иностранным компаниям приходить на российскую землю. Мы привыкли работать с российскими автопроизводителями, но сейчас их продажи падают в разы, и сильными игроками на рынке становятся сборочные предприятия, выпускающие иностранные марки.
И я думаю, если наше правительство стимулирует локализацию производства, то оно делает благое дело. Поэтому Русал будет участвовать в программах локализации мощностей по выпуску автокомпонентов.
Если говорить об алюминиевых поездах, то здесь ситуация намного лучше, чем предполагает автор вопроса. Русал совместно с Alcoa разрабатывает алюминиевый хоппер для сухих грузов. Он обладает гораздо лучшими характеристиками, чем стальной вагон, грузоподъемность у него на 7 т выше, он легче.
Другой пример — алюминиевый вагон, который КУМЗ разрабатывал и продвигал самостоятельно. Русал готов подключиться к данной работе.

А. Скорняков: Мы уже более 80 лет ездим в стальных вагонах, и сломать эту традицию очень сложно. Нужно доказывать эффективность таких внедрений. Вагон получается дороже. Капитальные затраты на строительство алюминиевого вагона выше, но при этом эксплуатационные затраты снижаются. К тому же алюминиевый вагон к окончанию срока эксплуатации имеет остаточную стоимость. Возьмем два вагона: железный и алюминиевый. Оставим их без охраны в каком-либо тупике. Я уверен, что алюминиевый будет утилизирован в течение пары дней, а железный будет стоять, как и тысячи других брошенных вагонов.

В очередной раз реанимирована идея организации биржи металлов в России. Будет ли от нее какая-то польза?

Р. Андрюшин: Биржа металлов существовала в России до революции 1917 г., была она и в современной истории, но, к сожалению, не получила развития до сих пор.
Сейчас в мире существует несколько бирж по торговле металлами — в Лондоне, Чикаго, Гонконге, Шанхае, но они не являются площадками для физических поставок. Большая часть металлов продается и покупается напрямую, а названные мною биржи используются для управления ценовыми рисками.
Нужно понимать, что биржа не панацея и для ее создания требуется большой спрос на металлы.

А. Жуков: Я абсолютно согласен с Романом Евгеньевичем по поводу Лондонской биржи металлов и новой Российской биржи металлов. В том числе согласен с тем, что на Лондонской бирже более 80% сделок приходится на финансовые операции. В бирже, несомненно, есть один плюс — управление финансовыми рисками, а это неотъемлемая часть более или менее нормального бизнеса любого крупного производителя. Поэтому у наших крупных и долгосрочных потребителей часто возникает пожелание зафиксировать либо цену, либо свои риски. И, как правило, у национальных производителей такого инструмента нет. Русал имеет возможность пользоваться некоторыми инструментами.
Поэтому мое пожелание таково: чтобы данные инструменты применялись в случае необходимости. Ведь мы живем в международном мире, как неоднократно представители Русала заявляли, в том числе конкурируем с поставщиками из Германии, Европы и т.д., которые пользуются этими инструментами в полном объеме. Поэтому инструменты, применяемые Русалом, должны быть аналогичны инструментам наших европейских и мировых конкурентов или не хуже, чем у них. Поэтому просьба к Роману, чтобы учли это в разработке дальнейших долгосрочных отношений со своими национальными клиентами, то бишь с нами.

Все сырьевые компании в мире выстраивают со своими потребителями программы развития потребления или стимулирования спроса на их продукцию. А как Русал? Он вам помогает стимулировать спрос на вашу продукцию?

А. Скорняков: У нас с Русалом есть взаимоотношения, мы сотрудничаем в плане развития рынков. У нас есть программа по увеличению выпуска алюминиевой бурильной трубы, есть программа по созданию железнодорожного вагона. В принципе мы тесно сотрудничаем с Русалом и, между прочим, по авиационным заказам. Тем не менее единой какой-то политики у нас нет, у нас есть некая инициатива.

А. Жуков: Насколько я знаю, в нашем сегменте долгосрочных программ развития отрасли с Русалом на сегодняшний день нет, хотя мы до начала онлайн-конференции разговаривали, и у нас есть конкретное предложение, как поддерживать и стимулировать развитие национальных производителей экструзии не в ущерб Русалу. Я надеюсь, что мы будем обсуждать его и дальше уже на различных площадках с представителями Русала.

Р. Андрюшин: У нас очень серьезное внимание уделяется этому вопросу. Данная программа есть в Русале, и она охватывает все основные сектора потребления алюминия: производство проката и профилей, кабельную и автомобильную отрасли. Мы сотрудничаем по ним с ключевыми игроками рынка, например с КУМЗом и Alcoa.
Я думаю, настал момент активизировать работу с лидерами экструзионной индустрии. В настоящее время мы разрабатываем еврокоды, которые будут расширять применение алюминиевых профилей. До этого вводились отдельные стандарты, описывавшие различные типы и виды алюминиевого профиля, его применение в отдельных случаях. Сейчас мы взяли на себя ответственность, расходы и работу именно по адаптации всего набора еврокодов, описывающих использование алюминиевых профилей.

Почему не получила дальнейшего развития тема строительства алюминиевого вагона? Какие новые товары вы планируете выпустить на рынок в 2015 г.?
В. Скорняков: Тема алюминиевого вагона до сих пор актуальна. Мы продолжаем работать в этом направлении. Но, как я уже говорил, в России сильны традиции. Мы так долго ездили в железных вагонах, что сейчас перейти на любой другой, алюминиевый или даже пластмассовый, — это еще и сломать стереотип. В 1961 г. на Рижском вагонном заводе был построен поезд с использованием алюминия. Он до сих пор находится в опытной эксплуатации.
В 2015 г. мы начинаем производство рулонов шириной до 2,8 м и толщиной 0,2—8 мм.

Почему Россия экспортирует необработанный алюминий, но импортирует алюминиевую продукцию высокого передела?
Р. Андрюшин: Риторический вопрос, касающийся особенностей нашей страны не только в части алюминия. Любая из основных отраслей в России недостаточно экспортирует продукцию высоких переделов.
Мы одной из наших стратегических задач видим увеличение производства сплавов и его доли в общей структуре продаж Русала. В 2014 г. она достигла почти 50%. Тем самым мы вносим свой вклад в копилку экономического роста государства.

А. Скорняков: Я абсолютно согласен с Романом Евгеньевичем. Очень сложно на оборудовании 1970-х годов производить высокотехничную продукцию, зато у нас хорошо развита сырьевая база. Можно, конечно, запретить Русалу экспортировать алюминий, но чего мы этим добьемся? Уволим тысячи человек. А для того чтобы переоснастить российское производство, нужны деньги, которых, к сожалению, сегодня у нас с вами просто нет.

А. Жуков: Продажа сплавов Русалом на экспорт — это бизнес Русала, а борьба национальных компаний с импортом аналогичной продукции более высокого передела — это уже вопрос к национальным компаниям, то есть насколько качественно они предоставляют свои услуги, продукты и т.д. Ну, естественно, как мы и говорили, если Русал разработает долгосрочную программу поддержки, это будет только в плюс. И никто же не говорит о том, что все национальные компании должны потребовать что-то у Русала и паразитировать на его плечах. Поэтому своим примером еще раз подтверждаю, что мы диверсифицируем наши рынки, выходим на экспорт — как в Европу, так и по всему миру, продаем в Канаду, ЮАР и т.д.

Как вы относитесь к тому, что цены на алюминий внутри страны привязаны к котировкам на LME?
Р. Андрюшин: Позвольте ответить мне как представителю компании, которая согласовала данный принцип ценообразования и с рынком, и с контролирующими органами. Опять же это тот вопрос, который мы вкратце обсудили ранее. На самом деле есть множество вариаций ценообразования, обсуждавшихся рынком, обсуждавшихся общественностью в последнее время. Как я уже упомянул, в мировой практике на Лондонской бирже металлов играют не только покупатели в Англии или Северной Европе — это индикатор, который используется абсолютно всеми производителями и продавцами металла.
В легкие и трудные периоды экономики и страны в целом используются разные критерии оценки рыночности цены, порой даже экстремистские принципы ценообразования.
Думаю, в долгосрочной перспективе эта формула правильна и применима в России. В какие-то периоды она менее комфортна для производителей, в какие-то периоды она менее комфортна для потребителей, но во всяком случае она отталкивается от независимого рыночного индикатора оценочной цены, который признан большей частью мира.
Еще раз говорю — было много дискуссий, но все они обычно сводились все-таки к тому, что в среднесрочной перспективе это справедливый индикатор оценки цены.

А. Скорняков: К этому можно относиться по-разному: можно любить, можно не любить, но нужно от чего-то отталкиваться. При распаде Советского Союза особого выбора не было, и была выбрана Лондонская биржа металлов. Свою биржу мы так и не создали с тех пор. Шанхайская биржа появилась позже, и до последнего момента никто не возражал против формирования цен на Лондонской бирже металлов. Пришло ли время изменить эту привязанность? Наверное, пришло, нужна какая-то альтернатива. Сейчас ее нет, но мы в этом направлении работаем.

А. Жуков: До 2013 г. данная ситуация у потребителей, покупателей, переработчиков Русал не сильно волновала. В общем-то, как заметили коллеги, это международные правила игры, и не мы их придумали. Но с возникновением форс-мажорной ситуации, которой является кризис, 100% потребителей начали хором заявлять, что данная формула не верна. Так вот, речь идет не о том, что формула не верна, а о том, что при форс-мажорной ситуации нужно оперативно и в диалоге находить пути ее решения, не ущемляя глобальные интересы Русала.
Русал долгие годы имел проблемы с формированием цены, с себестоимостью именно из-за Лондонской биржи. Но сейчас мы видим, что ситуация у них восстанавливается, поэтому к ним обращаются потребители с целью диалога. Некоторые заявляют о плачевной ситуации в плане вакантных рабочих мест, а это связано с тем, что доходность падает, прибыли нет и т.д.
Русал пообещал, если я правильно понял, что вступит в этот диалог. И нам бы очень не хотелось бегать параллельно по различным государственным органам и доказывать противоположные мнения, поэтому мы все настроены на диалог и очень надеемся, что какое-то решение найдем. Я еще раз хочу обратить внимание Русала на то, что никто не требует стратегического спонсорства неэффективных компаний. То есть люди просят услышать их на какой-то краткосрочный период турбулентного рынка, на котором мы сейчас находимся.

Что сделано или планируется сделать для отечественных предприятий по факту, кроме пиара в СМИ, в который верит, скорее всего, общественность, далекая от реалий алюминиевого рынка? Кому-нибудь были предоставлены обещанные вами скидки и в каком объеме? Не пора ли в данной кризисной ситуации пересмотреть предписание ФАС России в пользу не только Русала, но и отечественных производителей алюминиевой продукции?
Р. Андрюшин: Заводы были закрыты, когда действовала прежняя редакция предписания ФАС России, и именно она не позволила Русалу продавать алюминий дороже, чем по формуле «рыночная цена плюс премия».
По поводу динамики цен: рублевая цена алюминия в феврале и марте снизилась фактически на 15%. Я уверен, что апрель и май тоже будут ознаменованы ее снижением.
Сегодня рыночная конъюнктура вместе со стабилизацией экономической ситуации в России выгодна для потребителей алюминия. В части отдельных преференций и скидок есть конкретные примеры, они связаны с долгосрочными контрактами, с новыми инновационными продуктами. Контракты согласованы с ФАС России, ведь любые преференции подразумевают нарушение предписания и равноправного ценообразования для всего рынка.
Все они направлены именно на развитие рынка, ни в коем случае не на перераспределение выручки от одного производителя к другому.

А. Жуков: Потребители не критикуют Русал за то, что компания наконец восстановила свои финансовые показатели. Что сделано, то сделано. Просто критика идет в сторону компании по поводу того, что в форс-мажорной ситуации 2014 г. она не повернулась лицом к своим потребителям, которые несли значительные потери. Мотивация понятна: Русал много лет назад был в аналогичной ситуации, поэтому почему бы не восстановить свои показатели?
Тенденции 2015 г. — очень большой ком проблем. Но если брать только алюминий, то в I квартале 2015 г. мы имеем результат, о котором неоднократно уже сегодня говорили. Поэтому мы вступаем в диалог и будем пытаться что-то делать.
Я считаю, что от грамотных совместных действий сейчас зависит перспектива сохранения отрасли. Если ничего не делать и просто закрыть производства, то ситуация будет гораздо хуже. У меня такое пожелание всем участникам нашей онлайн-конференции, кто нас слушает.

Какой объем внутреннего потребления первичного алюминия в России был в 2014 г.? Какой уровень потребления этой продукции вы ожидаете в 2015 г.?
Р. Андрюшин: Это не такой простой вопрос, как может показаться. У нас есть определенное каскадирование статистики по потреблению в России. Мы оцениваем спрос на алюминий в размере порядка 2 млн т. Если спускаемся дальше по элементам передела, то оцениваем импорт (опять же по статистике 2014 г.) в 700 тыс. т. Мы смотрим, куда алюминий направляется и откуда поступает, в виде каких изделий.
Потребление алюминия в России в прошлом году, по нашей оценке, составило порядка 1,2 млн т. Из них 200—250 тыс. т использовали в виде вторичных сплавов, ломов. Оставшаяся часть, около 1 млн т, была поставлена в виде первичного алюминия и его сплавов. Русал занимал в этих поставках значительную долю, определенная доля первичного алюминия (менее значительная) импортирована из дальнего зарубежья. Существенную долю в продажах все еще занимает казахский металл — порядка 110 тыс. т. Я думаю, что эта тенденция сохранится.
Что происходит в этом году? Мы можем взять цифры предыдущего года и просто сделать определенные корректировки на процент падения и сжатия рынка. Спрос снизился, и уменьшился импорт. Сложно оценивать ситуацию, живя в марте. Конечно, цифры покажут падение российского рынка в текущем году.

Что конкретно включает в себя премия на поставку первичного алюминия (А7) к индексам цен LME для российских/зарубежных потребителей и от каких факторов зависит ее размер?
Р. Андрюшин: Премия определяет разницу между ценой спроса и ценой предложения на физическом рынке, размер цены купли-продажи металла на LME. Давно уже введено понятие all in price.
Вопрос об адекватности ценообразования на LME нами давно задавался, и мы вели даже судебные разбирательства в Лондоне с LME. Я абсолютно уверен, что с наведением порядка в ценообразовании и со снижением спекулятивных настроений биржевая цена металлов приблизится к рыночной цене физической поставки металла.

Как соотносится для потребителей размер премий на алюминий первичный (аналог А7) на европейском и российском рынках?
Р. Андрюшин: На российском рынке европейская премия приведена к российскому базису, она уменьшена на транспортные расходы между российским заводом и портом Роттердам, являющимся сейчас рыночным индикатором для поставки. То есть, если покупатель в России захочет купить металл в Роттердаме, он заплатит цену, установленную на LME плюс премию для Роттердама, плюс $80 за доставку ему алюминия.

Более подробно эти и другие вопросы будут обсуждаться участниками 7-й Международной конференции «Алюминий: сплавы, прокат и профили для промышленности и строительства», которая пройдет 28—29 мая в Самаре.

ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 20 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?