Новости РСПМ и компаний

12.03.2015 Как нам рынок обустроить?


В офисе Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) состоялось совещание, посвященное вопросам обеспечения производителей алюминиевого проката, профилей и другой продукции первичным алюминием и сплавами. В его работе приняло участие более 30 представителей органов государственной власти и частного бизнеса, в том числе Министерства промышленности и торговлиРФ, Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), Каменск-Уральского и Красноярского металлургических заводов, компаний Русал, Татпроф, Алютех, Реалит, Агрисовгаз, Алунекст, Сиалмет, БК-Алпроф, ЛайтКонстракшен, МАК, РосАлит, Иплана, Завода алюминиевых сплавов и др.

Поводом для собрания послужила крайне тяжелая ситуация на внутреннем рынке: стоимость первичного алюминия и его сплавов, выпускаемых Русалом, для российских производителей алюминиевых полуфабрикатов сильно поднялась. Одновременно резко выросла иностранная валюта (американский доллар и евро) по отношению к рублю, а также процентные ставки по кредитам. Резко сократился спрос со стороны конечных потребителей, которые попросту не в состоянии оплачивать подорожавшую, хотя и необходимую им продукцию из крылатого металла.
«На нашем совещании собрались руководители и специалисты предприятий — крупнейших потребителей первичного алюминия и алюминиевых сплавов. Тема встречи — обмен мнениями о ситуации на внутреннем рынке, оценка перспектив текущего года, проблем обеспечения алюминием и сплавами и ценовой политики, проводимой Русалом на территории России, — открыл мероприятие А. Романов, президент РСПМ. — Мы с вами периодически собираемся, обсуждаем программу стимулирования потребления алюминиевой продукции, совершенствование технических регламентов. Сегодняшнее совещание находится в русле этой работы».

А. Романов напомнил собравшимся о прошедшем в Министерстве промышленности и торговли РФ совещании с руководителями ведущих отечественных металлургических компаний под председательством Д. Мантурова, посвященном повышению цен на черные и цветные металлы, не прекращающемуся с ноября прошлого года и негативно влияющему на отечественную индустрию. Ценовая конъюнктура затрагивалась и во время поездки премьер-министра Д. Медведева в Воронеж. Плюс очень много жалоб от потребителей черных и цветных металлов поступило в Минпромторг РФ.

А. Романов попросил главного специалиста департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ А. Харчикова прокомментировать положение дел и поделиться мнением по поводу развития событий, связанных с жалобами на рост цен на продукцию черной и цветной металлургии.

«Действительно, состоялось совещание под руководством Д. Мантурова. Работа продолжается, сейчас стало больше внутренних совещаний. Пока конкретных предложений нет. Я думаю, они появятся позже, когда пройдут мелкие совещания», — ответил А. Харчиков.

Затем слово было передано Н. Галимхановой, заместителю начальника управления контроля промышленности ФАС России. «В принципе всем известно, что ФАС России выдала предписание Русалу о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В данном предписании есть формула цены, устанавливающая предельный уровень максимальной цены, превышение которой ведомство будет расследовать и признавать как монопольно высокую, — поделилась с собравшимися информацией Н. Галимханова. — В 2014 г. ФАС России проводила проверку Русала. Было установлено, что ценообразование компании соответствует требованиям, заложенным в предписании, и с января по ноябрь 2014 г. наблюдался рост цен на первичный алюминий, вызванный котировками LME. С ноября по настоящее время повышаются цены на внутреннем рынке, но повышение обусловлено изменениями курса национальной валюты. Соответственно могу сказать, что ценообразование Русала полностью соответствует принципам, заложенным в предписании».

«Предписание, безусловно, есть, но кто и на основании чего был инициатором увеличения цены отпуска первичного алюминия, максимальной, как вы говорите, на сумму так называемой логистической премии? — поинтересовался Л. Киселев, генеральный директор компании Сиалмет (Красноярск). — И, несмотря на рост цен, покупатель вынужден переплачивать $330—350 за каждую тонну алюминия».
«Дело в том, что Русал обращался в ФАС России с просьбой изменить формулу цены и учесть тот факт, что при поставках на экспорт иностранным покупателям в формуле помимо котировок LME используется региональная премия. Если посмотреть, как осуществляется ценообразование на других рынках, не в России, то помимо котировки LME всегда используется региональная премия. Соответственно мы выяснили, в какие регионы Русал поставляет в основном свой первичный алюминий, и приняли решение учесть в цене кроме котировок LME еще и данную премию, — парировала Н. Галимханова. — Для чего мы это сделали? Для того чтобы у Русала был стимул продавать продукцию на территории Российской Федерации. Если нашим предписанием мы установим цену в стране ниже, чем экспортная, то компания будет стремиться вывезти весь алюминий за рубеж и мы получим дефицит на рынке».

«Русал очень красиво подводит ценообразование на мировых рынках к формированию цен на российском рынке. Никто не поднимал вопрос о нем многие годы, он встал на повестку дня именно в 2014 г., когда произошла девальвация российского рубля. Если посмотреть на структуру себестоимости Русала, то мы увидим: за семь месяцев цена в рублях была поднята на 90%, — отметил А. Жуков, генеральный директор группы Алютех (Минск, Беларусь). — Надо стимулировать удержание производства и развивать экспорт — то, что делает давно в Беларуси А. Лукашенко. Здесь же речь идет о российском рынке — надо сделать так, чтобы у производителей проката, экструзии и т.д. появилось конкурентное преимущество».

По словам А. Жукова, когда стал дорожать алюминий, застройщики и девелоперы даже не хотели слышать о повышении цен на алюминиевые профили. Прессовые предприятия стали терять маржу, Русал же ничего не потерял.

«Русал реально 100%-ная монополия. Мы не призываем вообще заблокировать его, но он должен быть открытым. Все, кто работает с компанией, прекрасно помнят, в каком тоне ее представители ведут с нами переговоры на поставку алюминия: „Вы обязаны купить столько-то тонн. Обязаны. Иначе штраф в контракте“. Нам всем навязывали штрафы в контракте за невыборку первичного алюминия. О каком дефиците в Российской Федерации вы говорите, если они нам навязывали первичку?» — посетовал А. Жуков.

Впрочем, что касается удешевления алюминия на внутреннем рынке, то тут не так все просто. «Ценообразование Русала некорректное, — подчеркнул А. Скорняков, вице-президент по маркетингу и развитию рынков компании Алюминиевые продукты (Москва), управляющей Каменск-Уральским металлургическим заводом. — Только не забывайте одну большую вещь. У нас 50% продукции отправляется на экспорт. Если Русал будет нам продавать алюминий по заниженной цене, то против нас начнутся антидемпинговые расследования в Европе и США и доступ на их рынки попросту закроется».

К чему ведет подорожание алюминия на внутреннем рынке? К увеличению стоимости полуфабрикатов на его основе — профилей и проката, к сокращению числа заказов на них (ведь конечные потребители не имеют достаточных денежных средств для закупок) и далее по спирали — к уменьшению загрузки и увольнению работников. «Мы отправили за ворота 250 человек, и еще 300 надо уволить, — сообщил Л. Киселев. — Мы пытались достучаться до Русала, написали ему коллективное письмо: „Господа, давайте обсуждать проблему, поскольку она не наша, она государственная“. Прошло два месяца, ответа нет. Мы для него не существуем».

А. Романов поинтересовался: «Ваше производство расположено в Красноярске, и там же — Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ). У вас-то какие проблемы? Вы же за забором находитесь».

«У меня проблема одна. КрАЗом управляют не в Красноярске. Им управляют из столицы или из Женевы, или оттуда, где у них штаб-квартира находится, — ответил Л. Киселев. — Для решения вопроса по одному слябу нужно приехать в Москву или по крайней мере в электронном виде обменяться письмами. Другого выхода нет, к сожалению».

В сходной ситуации находятся и остальные предприятия. Лидер экструзионной отрасли Татпроф (Набережные Челны, Республика Татарстан) заморозил инвестиционные проекты, в декабре 2014 г. — январе 2015 г. сократил 400 человек.

«Выпуск упал ровно в 2 раза, потребление тоже. Нет востребованности на алюминий по текущим ценам. Алюминиевые профили попросту не нужны! — сказал С. Красноперов, генеральный директор Татпрофа. — Почему-то на алюминщиков обращают внимание только с точки зрения того, как живет Русал. Если мы перестанем производить алюминиевый профиль, мы начнем медленно и верно убивать строительство. Будем возвращаться в XIX в., к землянкам, к деревянным домам».

После того как бурная дискуссия окончилась, Н. Галимханова поделилась с участниками совещания информацией по поводу компетенции ФАС России: «Федеральная антимонопольная служба — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства. Если анализировать цены с позиций антимонопольного законодательства, то мы определяем, нет ли признаков установления монопольно высокой цены.

Статья 6 Закона „О защите конкуренции“ дает четкое определение монопольно высокой цены. Исходя из него мы должны проанализировать информацию о себестоимости, о прибыли, необходимой для производства и реализации продукции, и мы еще должны посмотреть цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Когда мы анализировали цены Русала, мы смотрели, по какой цене он реализует продукцию иностранным покупателям. И мы поняли, что в ней используются котировки LME плюс премия. Соответственно мы не можем сказать, что цена Русала монопольно высокая, если внутри России цена не превышает уровень, сформировавшийся на сопоставимом товарном рынке.

Исходя из изложенного и появилась формула в предписании Русалу. Она учитывает котировки LME плюс премию, минус транспортные расходы компании по доставке товара с российского завода потребителю на территории иностранного государства, минус экспортная пошлина, которая установлена на территории Российской Федерации. Если у кого-то есть предложения по формированию цены на алюминий, мы готовы их рассмотреть, вы можете обращаться в ФАС России. Мы открыты и готовы к обсуждению».
Затем А. Романов обратился к представителям Русала (к сожалению, директор Русала по сбыту на рынках России и стран СНГ Р. Андрюшин не смог присутствовать на встрече), предложив им рассказать, какую работу ведет Русал с потребителями, есть ли у него программа их поддержки на внутреннем рынке.

«В Русале широко применяется программа по увеличению потребления алюминия. Уже есть результаты: введены ГОСТы на крупногабаритные профили и трубы, — ответила И. Гаврилова, начальник отдела сбыта материалов для экструзионных предприятий. — Мы работаем над темой использования алюминия на транспорте, в том числе есть перспективный проект с компанией Bosch. Развивается программа по внедрению проводов из алюминий-циркониевых сплавов».

Далее собравшиеся приняли решение создать рабочую группу для подготовки и направления в ФАС России и Минпромторг РФ письма касательно ценообразования Русала на внутреннем рынке и конкретных предложений по нормализации положения дел в алюминиевой отрасли.

После совещания на сайте журнала «Металлоснабжение и сбыт» была опубликована новость, информирующая читателей о мероприятии. Не прошло и двух часов, как в редакцию по электронной почте поступил комментарий пресс-службы Русала следующего содержания: «Русал действует в строгом соответствии с предписанием ФАС России, осуществляя реализацию продукции из алюминия исходя из стоимости металла на LME. Цены на алюминий, так же как и цены на сырье, из которого он производится, формируются в долларах. Бóльшая часть сырья (бокситы) ввозится из-за рубежа, так как в России его недостаточно. Привязаны к ценам LME и ряд энергетических контрактов. Соответственно не цена на продукцию выросла (она снизилась), а изменился курс доллара. Значительную часть расходов при этом компания несет именно в долларах. Рублевые расходы также постоянно растут за счет увеличения тарифов на электроэнергию и перевозки, более того, повышение железнодорожных тарифов уже ставит под угрозу формирование достаточного денежного потока Русала даже в текущей ситуации. Сложная финансовая ситуация привела к закрытию нескольких производств Русала в России в предыдущие годы. Компания не может субсидировать своих потребителей, устанавливая цены по их требованию, а не на основании рыночных условий».

Он тоже был размещен на сайте журнала «Металлоснабжение и сбыт». На следующий день, 18 февраля, Русал распространил такое заявление в отношении текущей ситуации на российском рынке алюминия: «Русал, как ответственный производитель, действует в строгом соответствии с предписанием ФАС России, осуществляя реализацию продукции из алюминия исходя из стоимости металла на LME. Данное предписание позволяет российскому производителю алюминия оставаться конкурентоспособным на мировом рынке, так как цены на алюминий, так же как и цены на сырье, из которого он производится, формируются в долларах.

Бóльшая часть сырья ввозится из-за рубежа, так как в России его недостаточно. Привязан к ценам LME и ряд энергетических контрактов. Существенную нагрузку Русал несет, обслуживая долларовые кредиты, взятые на развитие компании, в том числе в российских банках. Таким образом, значительную часть расходов компания несет именно в американской валюте. При этом рублевые расходы также постоянно растут за счет регулярного роста тарифов на электроэнергию и перевозки. Только с начала текущего года индексация по железнодорожным тарифам составила 24%. Таким образом, текущая ситуация с ростом рублевой выручки лишь незначительно повлияла на финансовые показатели Русала, позволив приостановить закрытие нерентабельных производственных мощностей и осуществить инвестиции в модернизацию, хотя цена на алюминий снизилась за последние три месяца на $200 за тонну.

При этом Русал заинтересован в развитии внутреннего рынка и активно сотрудничает с отечественными потребителями, находясь с ними в конструктивном диалоге. Компания уже запустила программу по снижению цен для российских потребителей, выразив готовность предоставлять скидки в зависимости от объема заказов и сроков, а также на инновационную продукцию. Программа направлена на поддержание и развитие отечественной алюминийпотребляющей отрасли, а также на стимулирование импортозамещения отечественной продукцией. Мы обсуждаем новые контрактные условия, которые были бы выгодны для всех сторон и позволили бы всем участникам процесса сохранить выпуск продукции на прежних уровнях, а также развивать производство. При этом главным фактором, ограничивающим потребление российского алюминия, является рост низкокачественного импорта алюминийсодержащей продукции. Если государством будет принят комплекс стимулирующих мер, отечественные алюминийперерабатывающие предприятия повысят высокотехнологичный экспортный потенциал и конкурентоспособность. Драйверами роста могут стать транспортная, строительная, прокатная и энергетическая отрасли».

Случайно или нет, но 20 февраля на сайте ФАС России появился пресс-релиз, согласно которому антимонопольное ведомство направило металлургам письма с предупреждением о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства: «Поводом к написанию документа стали участившиеся жалобы на повышение цен на металлургическую продукцию, начавшееся в IV квартале 2014 г.

ФАС России напоминает металлургическим организациям, а также представителям других отраслевых компаний о недопустимости нарушения Закона „О защите конкуренции“, в том числе путем установления на внутреннем рынке цен, которые могут привести к сокращению числа предприятий, работающих на смежных товарных рынках, в том числе выполняющих государственный оборонный заказ.

В целях недопущения сокращения внутреннего спроса на металлургическую продукцию, вызванного резкими колебаниями курсов валют, и снижения конкурентоспособности российских потребителей металлопродукции на смежных рынках антимонопольное ведомство предлагает предприятиям рассмотреть возможность заключения с потребителями долгосрочных договоров с предоставлением скидок. Подобная мера будет способствовать смягчению негативных последствий, вызванных резким изменением экономической конъюнктуры и курса валют, а также соответствует интересам долгосрочного развития всех переделов российской промышленности.

В настоящее время ФАС России проводит проверку фактов, изложенных в обращениях, а также осуществляет постоянный мониторинг цен на отдельные виды металлургической продукции. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты меры антимонопольного контроля».

ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 26 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?