Новости РСПМ и компаний

16.12.2014 Дебаты для развития


На выставке «Металл-Экспо» традиционно проводятся конференции, совещания, круглые столы, семинары. Не стал исключением и форум нынешнего года. Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) организовал совещание производителей, поставщиков и потребителей алюминия, проката и профилей на его основе. На мероприятии присутствовало около 120 руководителей и специалистов компаний Русал, Алюминиевые продукты, Каменск-Уральского и Красноярского металлургических заводов, Alcoa, Ступинской металлургической компании, Татпрофа, Агрисовгаза, Алунекста, ВМК Инвест, Реалита, АлюминТехно, МАК и др.

«Я рад приветствовать собравшихся и видеть знакомые и новые лица», — открыл совещание А. Романов, президент РСПМ, и передал слово Р. Андрюшину, директору Русала по сбыту на рынках России и стран СНГ.

«Алюминий остается очень востребованным на рынке металлом, и спрос на него ежегодно растет. В 2015 г. потребление крылатого металла может расшириться на 6%, в 2016 г. — на 5%, — рассказал Р. Андрюшин. — Наиболее сильно спрос на алюминий увеличивается в Китае».

Как следует из анализа рынка, в следующем году порядка 70% роста глобального потребления придется на КНР, остальное — на Северную Америку, Европу, Индию и Ближний Восток. Китай — крупнейший на планете не только производитель алюминия, но и его потребитель. Он активно экспортирует прокат и профили во все страны мира, в том числе в Россию.

Глобальное потребление алюминиевых полуфабрикатов в ближайшие пару лет явно падать не будет. Согласно прогнозам, в 2016 г. спрос на них увеличится на 3,8 млн т по сравнению с 2014 г., в том числе в строительстве — на 619 тыс. т, в электроэнергетике — на 506 тыс. т, в упаковочной индустрии — на 416 тыс. т, в транспорте — на рекордные 1,654 млн т.

Между тем данный тренд несет в себе несколько скрытых моментов: доля использования вторичного алюминия расширится в США и Европейском союзе (вследствие жестких требований политики ресурсосбережения и повышения «выпуска» лома, связанного с утилизацией старых автомобилей и изношенных линий электропередачи), вырастет доля первичного алюминия в структуре потребления (до 56%), в заказах будут доминировать цилиндрические и плоские слитки (до 68%).

В то же время преобразится география товарных потоков: Северная Америка, Европа и Юго-Восточная Азия будут испытывать дефицит предложения алюминия, тогда как на Ближнем Востоке его нехватка не будет ощущаться, поскольку производство крылатого металла в этом регионе увеличивается, создаются предприятия по глубокой переработке алюминия. Структура сбыта продукции Русала изменится вслед за изменением спроса, особое внимание будет уделено укреплению позиций на рынках Северной Америки и Азии.

Кстати, ожидаемые тенденции уже отразились в определенной мере на величине запасов на сертифицированных LME-складах: к концу октября 2014 г. они снизились до 4,44 тыс. т, позволяя прогнозировать суммарное сокращение на 1,2 млн т по итогам нынешнего года. Принятое руководством LME решение об отгрузках цветных металлов со складов не будет сильно влиять на потоки алюминия при текущей структуре рынка. Цена «все включено» (стоимость алюминия на LME плюс премия) находится на рекордных за последние три года отметках.

В России, к сожалению, картина иная. В мировом потреблении ее она занимает менее 2%. За 20 лет спрос на алюминий в стране сократился на 33%, хотя на планете он увеличился в 2,6 раза! В расчете на душу населения потребление в России низко до неприличия — по данному показателю она уступает Польше и Малайзии, не говоря уже о Франции и об Испании или о запредельных Германии с Южной Кореей. К 2022 г. оно может достигнуть у нас 9,6 кг на одного жителя, если никаких мер не предпринимать, либо 15 кг, если попытаться переломить ситуацию.

Риски, которым подвержен отечественный рынок, — это экономический спад, явно проявившийся за минувшие месяцы, действие санкций, введенных властями США и Европейского союза, нарастание импорта любой продукции — от фольги и проводов до контейнеров для сжатого и сжиженного газа и банальных сковородок и кастрюль. Между прочим, доминируют в поставках готовых алюминиевых изделий Китай и Италия.

Продажи алюминия Русалом на рынках России и стран СНГ в целом за 2014 г. могут увеличиться на 3%, главным образом за счет роста заказов со стороны сталелитейных и прокатных заводов на 9 и 32% соответственно. В 2015 г. реализация может подняться на 9%, и стимулом послужат практически все ключевые сегменты рынка.

Разумеется, в долгосрочной перспективе спрос на алюминий не сократится. Основанием для столь оптимистичного предположения служат прогнозы увеличения выпуска самолетов и гражданских судов, продаж легковых автомобилей и банок для напитков, а также инвестиционная программа группы Россети, отвечающей за прокладку и модернизацию линий электропередачи.

Затем выступили руководители предприятий по производству различных видов алюминиевых полуфабрикатов. «Красноярский металлургический завод (КраМЗ) развивается, следуя программе модернизации, затрагивающей и обновление экструзионных мощностей, и достройку ставшего притчей во языцех прокатного комплекса, — поделился сведениями А. Берсенев, генеральный директор КраМЗа. — Недавно мы запустили пресс, предназначенный для изготовления труб из твердых алюминиевых сплавов. Хотим установить еще два пресса для выпуска строительных профилей и линию анодирования. Производственный план на 2014 г. выполняется, и мы видим загрузку предприятия в 2015 г. Видим ее очень хорошо».
Для завершения строительства прокатного комплекса, начатого еще во времена СССР, КраМЗу необходимы денежные средства, и немалые. «Для нас основной вариант привлечения финансирования — получение его во Внешэкономбанке. Думаю, в следующем году мы вопрос решим», — закончил выступление А. Берсенев.

Держится на плаву и Татпроф. «В октябре мы выпустили и продали почти 4 тыс. т алюминиевых профилей. В 2014 г. изготовим 40 тыс. т, то есть больше, чем в 2013 г. Уверенно смотрим в 2015 г., наметив себе увеличить производство на 25%, — отметил Е. Рачков, генеральный директор компании. — Мы провели собственное маркетинговое исследование, показавшее, что 20%-ное подорожание алюминия приводит к его замещению субститутами — пластиком, деревом и сталью примерно на 50%. Иными словами, если доллар будет стоить 60—70 руб., то половина наших заказчиков откажется от алюминия в пользу других материалов».

Исходя из динамики курсов американского доллара и евро, стремящихся ввысь, он предложил экструзионным предприятиям перейти на расчеты в российской валюте и призвал Русал в целях поддержки внутреннего рынка зафиксировать цены на алюминий в рублях.

Слова Е. Рачкова вызвали бурные аплодисменты. Потом на трибуну вышел глава Алунекста Л. Виноградский. «Мы работаем сейчас в тяжелых условиях, и они будут ухудшаться. Считаю, 50—52 руб. за доллар далеко не предел. Если нефть будет дальше дешеветь, то доллар будет дорожать. Для Русала и экспортеров это интересно. Будет ли интересно для нас? — посетовал он. — Мы работаем с Русалом по 100%-ной предоплате и не имеем ни дня отсрочки платежа. На Западе подобным образом не торгуют».

По его мнению, коли зарплата работников Русала формируется и индексируется в рублях, необходимо, чтобы компания устанавливала цены на алюминий тоже в рублях. «Наверное, надо обратиться с коллективным письмом к руководству Русала о переводе ценообразования на рубли. Если мы не предпримем никаких мер для нормального ценообразования, то и потребление алюминия никогда не вырастет», — резюмировал Л. Виноградский.
«Я согласен с тем, что нужно подготовить письмо в Русал. В случае необходимости мы можем выйти на Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральную антимонопольную службу, поставив перед ними вопрос об изменении механизма установления цен на алюминий на отечественном рынке», — откликнулся А. Романов.

На совещании нашлось время и для обсуждения проекта создания Ассоциации производителей, поставщиков и потребителей алюминия. Ее костяком могут стать члены РСПМ из числа компаний, выпускающих алюминиевую продукцию и торгующих ею.

Возглавит ассоциацию президент, избираемый на определенный срок общим собранием. Вполне возможно создание в ее рамках нескольких рабочих групп (скажем, по экструзии, прокату, автомобильной индустрии, авиастроению, кабельно-проводниковой отрасли и строительству) с назначением в каждую ответственного секретаря.

«Появление в России подобной ассоциации было бы полезно для всей отечественной алюминиевой отрасли с точки зрения отстаивания ее интересов. Она могла бы выступить своеобразным рупором внутреннего рынка и достойно представлять своих членов в органах государственной власти, в банках и прочих структурах, — сказал А. Романов. — Российский союз поставщиков металлопродукции созрел для появления именно такого сообщества. Я еще весной предложил ее учредить. В алюминиевой отрасли накопилась куча проблем, тормозящих ее развитие, и разрешить их без помощи профессионального объединения представляется затруднительным, более того, в отдельных случаях попросту невозможным».
Сидевшие в зале позитивно отнеслись к высказанной идее, и было решено в декабре снова встретиться для обсуждения конкретных деталей: для подготовки и утверждения устава, рассмотрения организационной структуры, формирования списка потенциальных кандидатов, подготовки списка действий на 2015 г.

ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 20 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?