Новости РСПМ и компаний

20.10.2014 Металлы на Волге


В Самаре состоялась IX бизнес-конференция Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) «Рынок металлов и металлоконструкций Поволжья», в которой приняли участие более 50 руководителей и специалистов металлургических и металлоторговых компаний из Приволжского федерального округа и других регионов России. На ней обсуждались вопросы развития рынков металлопродукции региона, инвестиционной активности и экономической безопасности компаний.

Вступительное слово на конференции произнес президент РСПМ А. Романов. Он отметил, что в соответствии с логикой развития рынков происходит расширение имеющихся и создание новых комитетов при союзе. Так, в июне появился комитет по развитию сэндвич-панелей, а в ноябре на «Металл-Экспо’2014» будет создана Ассоциация производителей алюмосодержащей продукции.

А. Романов рассказал также об изменениях в ряде крупных компаний, которые ему удалось посетить в августе 2014 г. На крупнейшем заводе Металл-Профиля, производящем кровельные материалы и перерабатывающем оцинкованный и окрашенный прокат (г. Лобня, Московская обл.), завершается пусконаладка автоматической линии по производству лицевых панелей зданий. На заводе в настоящее время работает 50 различных линий — по производству армирующих профилей, доборных элементов, профнастила, металлочерепицы. Основные мощности самарского производителя сэндвич-панелей — Teplant находятся на территории бывшего Куйбышевского завода минераловатных изделий. Осенью компания планирует открыть новое производство в г. Тейково (Ивановская обл.).

Вообще, многие предприятия, основанные в конце 1990-х — начале 2000-х годов, разместили свои производственные площади на браунфилдах. Докладчик посетил за последний месяц две такие площадки: Рязанский трубный завод компании Демидов, расположенный на территории завода Центролит, и тульского производителя металлоконструкций и теплоизоляционных материалов СтальИнвест, находящегося на территории бывшего лесозаготовительного производства.

Президент РСПМ рассказал и о новых производствах. Во II полугодии 2013 г. стартовал Тульский металлопрокатный завод, работающий по уникальной для России технологии. Располагающееся на территории бывшего Тульского комбайнового завода производство получает рельсы б/у, где они режутся по 5,7 м и на три части вдоль основной оси, разогреваются до 1300 оC и затем прокатываются в арматуру класса А500. Объемы завода постепенно увеличиваются. Летом предприятие ежемесячно производило 10 тыс. т продукции.
Новое метизное предприятие — завод по выпуску высокопрочного крепежа Бервел мощностью 120 тыс. т в год достраивается в 20 км от Рязани. Сортаментный ряд продукции включает тысячи наименований крепежа диаметром 5—36 мм. Вторая очередь завода предусматривает создание автоматизированного складского комплекса на 10 тыс. палетных мест. Начало возведения третьей очереди — производства автокомпонентов запланировано на конец 2015 г.

Руководитель АМТ Металл-Маркет И. Жиганов рассказал об особенностях металлопотребления в Поволжье. В крупнейших по размерам экономики и численности населения регионах: Татарстане, Башкирии и Самарской области — его объемы превышают 1 млн т. В Нижегородской области эта цифра достигает 2,7 млн т. В результате для рынка металлов Приволжского федерального округа характерна сильная концентрация потребления — четыре вышеназванных региона потребляют порядка 70% металла. При этом только в Башкортостане в структуре потребления преобладает сортовой и фасонный прокат, что связано со значительными объемами строительства при сравнительно небольшом потреблении в машиностроении. В 2013 г. самыми высокими темпами (примерно на 20%) металлопотребление росло в Пензенской, Ульяновской и Нижегородской областях, в основном за счет сортового и фасонного проката. Сильно уменьшились объемы металлопотребления (на 20—30% по сравнению с 2012 г.) в Пермском крае, Самарской области и Мордовии. Однако в ближайшее время ситуация в Самарской области должна измениться за счет реализации ряда инвестиционных проектов: комплексного развития Самаро-Тольяттинской агломерации, строительства аэропорта, создания аэроэкспресса «Самара — Тольятти», строительства трех мостов через Волгу и сооружения двух веток метро.

Основным драйвером роста потребления стального проката является строительство, чему способствует и развитие развлекательной и туристической инфраструктуры, а также возведение стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 г. В Приволжском федеральном округе больше всего городов, которые примут матчи чемпионата. Их четыре: Нижний Новгород, Самара, Саранск и Казань. И. Жиганов отметил небольшую вероятность выполнения планов областей региона по объемам жилищного строительства. Так, в Самарской области к 2020 г. собираются увеличить ввод зданий в 2 раза, в Нижегородской — в 2,3 раза. Однако отрицательная динамика естественного прироста населения и нехватка строительных мощностей могут существенно изменить ситуацию в будущем. Недооценка вышеназванных факторов может привести к снижению цен на рынке жилья, а значит, и доходности работы трейдеров.

Дополнил рассказ владельца компании руководитель розничных продаж АМТ Металл-Маркет С. Жиганов. Он отметил, что за 2014 г. оборот ассоциации вырос на 6,1%, а маржа — на 4,4%. Это одни из лучших показателей за последние годы. Компания имеет пять продающих складов и два цеха металлоконструкций в двух городах: в Самаре и Тольятти. Способствуют росту продаж изменения в рекламной политике. АМТ Металл-Маркет практически полностью отказалась от наружной рекламы, телефонных справочников, участия в выставках и ярмарках, сосредоточив усилия на продвижении продукции через интернет. Продажи увеличиваются также благодаря маркетинговым и клиентоориентированным акциям.
Генеральный директор ГК «Протэк» Л. Полянский назвал основные черты ситуации на рынке металлов Центрально-Черноземного района. Протэк является одной из крупнейших компаний региона наряду с другими металлотрейдерами и торговыми домами (Метинвест Евразия, Мечел-Сервис, ЕВРАЗ Металл Инпром, Металлинвест Плюс). Основным драйвером роста металлопотребления Черноземья служат сельскохозяйственный сектор и строительство. По объемам строительства это один из аутсайдеров — на него приходится лишь 6% введенных в эксплуатацию зданий.

Как отметил докладчик, текущий год оказался для компании более удачным, чем предыдущие, так как удалось существенно увеличить продажи и наценку на арматуру. Протэк использует в работе 11 складов, имеющих довольно высокую загрузку, поскольку более 90% закупок поступает на хранение. Лишь небольшая часть закупок закрывает потребности стола заказов, являющегося индикатором рыночных изменений.
Помимо металлопроката компания реализует строительные и отделочные материалы, что способствует более полному удовлетворению потребностей клиентов и диверсификации бизнеса. Не случайно самым маржинальным продуктом являются поликарбонатные изделия. Дополнительную прибыль Протэку приносит подразделение по механизации строительных работ, позволяющее выполнять подготовку территории под строительство для нынешних и будущих клиентов.

С. Бережной, директор по сбыту ГК «Маяк», рассказал об успехах развития компании в текущем году. Одним из крупнейших инвестиционных проектов стал запуск металлобазы в пос. Алексеевка (Самарская обл.), благодаря чему улучшилась логистическая система и увеличилась прибыль организации. У ГК «Маяк» имеются еще две производственные площадки в Самарской области: в Самаре и в Новосемейкино и три — в Сибири и Казахстане: в Красноярске, Канске и Уральске.

Компания развивается на фоне позитивных ценовых изменений на продукцию, связанных с ростом цен на сырье. Так, с начала года цены на тонколистовой прокат увеличились на 27%, на оцинкованную сталь — на 22%, но все равно они не достигли уровня 2012 г. Улучшение системы логистики и инвестиции в производство позволили ГК «Маяк» нарастить производство сэндвич-панелей на 16%, а строительных профилей и того больше — на 49%. В сегменте профилей реализуется инвестиционный проект по внедрению строительной системы «Лекон», позволяющей уменьшить вес конструкций на 20%. Оптимизация бизнес-процессов привела к сокращению сроков производства до 3-4 дней в сезон.
Проблемы компании связаны в основном с рыночной ситуацией — сроки реализации проектов откладываются из-за политической напряженности. В результате инвестиции в недвижимость уже снизились в 1,5—2 раза. Так, за прошедший год вложения в коммерческую недвижимость уменьшились на 58%.

Социальную ответственность металлоторговых компаний отметил в своем выступлении заместитель директора компании Казанские Стальные Профили И. Гарипов. Главным ее достижением в этой сфере стало создание крупной лыжной базы в пос. Чебакса (Татарстан). Здесь проводятся соревнования на призы Казанских Стальных Профилей, в которых участвует до 800 человек. Участникам соревнований и их родственникам делаются впоследствии скидки на продукцию. Лыжная база пользуется популярностью и у спортсменов-профессионалов.
А. Асаев, директор Башмодульстроя, входящего в ГП «Чишминский профнастил», представил публике свою компанию. В настоящее время Чишминский профнастил — один из крупнейших башкирских производителей стеновых и кровельных материалов благодаря четырем заводам, находящимся в Чишме, Салавате, Уфе и Бирске. Суммарно компания оперирует шестью линиями по производству металлочерепицы, 16 линиями по производству профнастила, линиями по выпуску стеновых и потолочных панелей, фальцевой кровли.

За последний год компания расширила мощности благодаря линиям по выпуску блок-хауса, профнастила с фигурным резом для заборов, металлического штакетника. Объем переработки листового и рулонного проката составляет свыше 20 тыс. т в год. Еще одной новацией для Чишминского профнастила стал переход на выпуск более качественной продукции за счет переработки 5-миллиметрового проката вместо 4,5-миллиметрового. Компания занимается также монтажом самонесущих бескаркасных модулей. А. Асаев отметил высокую конкуренцию на этом региональном рынке — ценовой разрыв составляет 5—30 руб. на квадратный метр.

Исполнительный директор УХК «Королевский трубный завод» В. Шипунов рассказал о ситуации на рынке труб малого и среднего диаметра. По его оценкам, рост производства в настоящее время наблюдается лишь в сегменте профильных труб (он составил 16% за семь месяцев 2014 г.), объемы производства здесь достигли 2,3 млн т. Из-за невысокого спроса снизился выпуск водогазопроводных труб и труб общего назначения на 10% за аналогичный период. Усиливает конкуренцию создание мини-заводов, специализирующихся на производстве труб. Мини-заводы уже производят 60% всей трубной продукции в стране. Это приводит к снижению маржинальности бизнеса.

Королевский трубный завод играет значительную роль на рынке Центрального федерального округа и Московского региона. Компания планирует произвести в 2014 г. 200 тыс. т, продать — порядка 300 тыс. т.
Докладчик особо отметил результаты действия соглашения по дебиторской задолженности. Суть соглашения заключается в отказе всех его участников отгружать продукцию тем клиентам, которые не расплатились с кем-либо из подписавших соглашение. По мнению В. Шипунова, это позволит сделать рынок более прозрачным и предупредить других его участников о риске неплатежей. Также в рамках РСПМ может быть принято соглашение о создании третейского суда, которое позволит существенно сократить сроки принятия решений. Дополнительными мерами борьбы с недобросовестными клиентами должны стать поправки к закону «О банкротстве», согласно которым арбитражный управляющий может привлечь к ответственности владельца и директора компании.

О работе сбытового сегмента ЧТПЗ и ПНТЗ — компании Уралтрубосталь рассказал руководитель дивизиона «Волга» Е. Афонин. С 2014 г. Уралтрубосталь перешла на дивизионную структуру. Было выделено четыре дивизиона: «Западный», «Приволжский», «Уральский» и «Сибирский». Самым маленьким подразделением оказался дивизион «Приволжский». Показатели у него довольно скромные — 35 сотрудников имеют задачу продать 40 тыс. т продукции в 2014 г., сохранив 20%-ную долю спотового рынка. Уралтрубосталь постоянно стремится к повышению эффективности работы своих сотрудников и оптимизации работы складов. Для этих целей проводится ежегодное тестирование всех сотрудников, а на складах внедряется система управления WMS.

Коммерческий директор компании СтройТорги И. Нестерович рассказала о возможности участия металлоторговых и металлургических компаний в специализирующейся на строительных материалах электронной торговой бирже. Электронная биржа СтройТорги появилась всего два года назад, однако ее оборот уже достигает 11 млрд руб. В середине 2014 г. биржа вышла на показатель оборота 1 млрд руб. ежемесячно. Около трети операций — это закупки металлопродукции. Свою продукцию на бирже уже представляют многие крупные участники рынка, такие как ЕВРАЗ, Мечел, Металлсервис, А ГРУПП и др. Участие в электронной площадке помогает клиентам снизить закупочные цены товарно-материальных ценностей, минуя многочисленные цепочки промежуточных участников.

По окончании бизнес-конференции ее участников ждала прогулка по Волге на экскурсионном теплоходе и дегустация пива Жигулевского пивоваренного завода. Вечером бильярдным турниром «Твердая рука» стартовала традиционная спартакиада участников рынка металлов Поволжья «Стальные люди». На следующий день, 6 сентября, спартакиада продолжилась большим числом конкурсов, в которых приняли участие свыше 180 человек, разбившихся на семь команд. Спартакиада прошла на базе отдыха «Лесная забава», а первое место по результатам всех состязаний заняла команда Казанских стальных профилей.

ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 18 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?