Новости РСПМ и компаний

11.06.2014 Складская логистика нового уровня


Складская торговля металлопрокатом играет важную роль в доставке продукции от производителя к конечному потребителю. Совершенствование работы складского хозяйства выступает одним из основных способов повышения конкурентоспособности компании. Об этом говорили участники круглого стола «Логистика на крупных складских комплексах», который состоялся в апреле под эгидой Российского союза поставщиков металлопродукции.

В работе круглого стола приняли участие представители таких компаний, как Металлокомплект-М, Ариэль Металл, БМК-Калининград, Брок-Инвест-Сервис, ЕВРАЗ Металл Инпром, Галактика, Жилевская металлобаза, АМТ Металл-Маркет, Метинвест Евразия, УХК «Королевский трубный завод», ТД «СтальПро», Союзкомплект, Росметалл, Руспромсталь-групп и ТД «Уралтрубосталь». В рамках мероприятия делегация посетила два крупных подмосковных складских комплекса: Металлокомплекта-М (МКМ) в пос. Большое Толбино и СК «Подольск» компании Ариэль Металл, на базе которой состоялось обсуждение насущных проблем организации логистики на складах.

Начальник управления логистики Металлокомплекта-М С. Степаниденко в рамках экскурсии по складу в Толбино рассказал, что общая площадь склада составляет более 41 тыс. м2, в том числе полезная площадь складирования — около 17 тыс. м2, максимальный объем единовременного хранения проката — 55—60 тыс. т.

Говоря о компании в целом, он отметил, что в настоящий момент базы Металлокомплекта-М расположены в 19 регионах России. В этом году началось проектирование большого складского комплекса, аналогичного толбинскому, который будет построен в пос. Янино под Санкт-Петербургом. Новый комплекс заменит четыре площадки МКМ, находящиеся в разных районах города. Начало строительства запланировано на 2015 г., поэтапно введут в строй несколько очередей в конце 2015 — начале 2016 г.

Основополагающим документом в области регулирования логистики в компании является инструкция о порядке приема, размещения и отгрузки металлопроката, в которой описаны обязанности соответствующей службы, а также вопросы ее взаимодействия с отделами учета, с коммерческими и техническими подразделениями.

С целью повышения качества обслуживания клиентов руководство МКМ ввело жесткую систему контроля за ключевыми показателями. В частности, отслеживается время с момента въезда автотранспорта на базу до момента выезда с обязательной фиксацией веса отгруженной машины, общее время нахождения клиента на базе, чистое время отгрузки, ожидание отгрузки, продолжительность оформления документов. Все эти временные рамки заведены в систему KPI, по которой оценивается работа сотрудников службы логистики — начиная со стропальщиков и заканчивая начальниками управлений.

Мониторинг этих показателей осуществляется по пирамидальной системе: 5-6 ключевых пунктов контролируются руководством компании, а нижестоящие менеджеры подробнее отслеживают то или иное направление. Всего по службе логистики контролируется 49 наименований (средний вес отгружаемой машины, средний вес подъемов на машину, среднее время отгрузки тонны, среднее время ожидания погрузки, коэффициент потерь при приеме, при отгрузке и др.).

Например, показателями установлено, что среднее время отгрузки машины не должно превышать 35 мин. Данной цифры можно достигнуть за счет предварительной подготовки товара и оперативной работы участков. При этом заказ готовится, если в счете более трех «битых» позиций (то есть необходимо разбивать пачку).

Жестко отслеживается коэффициент оборачиваемости запаса по разным сортаментным группам. В среднем он колеблется от 0,8 до 1,3, при этом если появляются остатки со сроком хранения свыше 90 суток, то им уделяется особое внимание. Специалистам службы логистики вменено в обязанность работать по принципу ФИФО в пределах одного участка. Эта информация указывается в погрузочной ведомости наряду с местом погрузки и сортаментом отгружаемой продукции. Что касается очередности погрузочных работ, то в первую очередь отгружаются заказы клиентов, затем разгружаются вагоны, далее осуществляется внутрискладская работа и инвентаризация.

В компании Ариэль Металл, как рассказал А. Бенклян, директор по логистике, режим отгрузки несколько другой. Собственные машины отгружаются до 11:00 (с доставкой клиенту в тот же день), затем обрабатывается автотранспорт клиентов, которые забирают продукцию самовывозом. После 16:00, как правило, грузопоток сокращается и сотрудники могут приступить к разгрузке транспорта, пришедшего от производителей. Предварительно готовятся только сложные заказы (от пяти позиций в машине).

Складской комплекс «Подольский» (основная площадка Ариэль Металла) имеет крытый склад площадью 14 тыс. м2 и открытый — площадью 19 тыс. м2. В наиболее высокий сезон 2013 г. максимальная отгрузка проката с базы достигала 27 тыс. т в месяц, в среднем через нее в сутки проходило около 140 машин.

Крытая площадка имеет четыре пролета длиной 114 м, в каждом установлено по два крана и есть возможность выгружать сразу по четыре вагона, хотя железнодорожным транспортом приходит лишь 30—35% металлопродукции, в основном она завозится автомобилями.

Металлопрокат выгружается в ячейки, пронумерованные в соответствии с привязкой к складу, сегменту на складе, пролету и ячейке в пролете. Принимая продукцию, кладовщик клеит на каждую пачку бирки, где указаны все необходимые сведения, присваивает пачке номер. После заполнения акта информация передается логисту, который вводит этот электронный акт приемки в систему и привязывает к нему сертификаты качества.

Кстати, если пачку продукции необходимо разбить, то бирка остается на остатке. На отгружаемую часть продукции клеится новая бирка, и логист вносит обновленные данные в базу.

В Ариэль Металле разработана специальная система мотивации сотрудников складского комплекса, в рамках которой все операции, выполняемые работниками, оценены в ту или иную сумму. В итоге все могут к концу дня рассчитать премиальную часть своей зарплаты.

Предмет гордости службы логистики компании — единая информационная система управления складом и транспортом, в которой увязаны бизнес-процессы погрузочно-разгрузочных работ, учет складируемого товара, движение транспорта вне и на территории склада.

Одним из инструментов управления складским хозяйством является планирование мощности базы под потребности коммерческих служб. Это означает, что под определенный объем заказов, который генерирует коммерческая служба компании, логисты готовят точки погрузки, необходимое количество кранов, подбирают персонал, вводят дополнительные смены, гарантируя таким образом качественную отгрузку продукции.

Это позволяет распределять заказы менеджеров в течение дня и при превышении запланированной мощности склада автоматически перенести отгрузку продукции на следующий день. Таким образом осуществляется балансировка сложных заказов и нивелируется неуправляемый поток.

Эти и другие мероприятия позволили оптимизировать работу складского хозяйства и соответственно снизить себестоимость переработки продукции.

Работа по повышению эффективности собственного автопарка (планирование транспортных потоков, поездок, оснащение автомобилей регистраторами и маячками для отслеживания места нахождения машины и т.п.) дала возможность снизить количество ошибок и соответственно претензий клиентов и вывела автопарк Ариэль Металла в прибыль.

Несколько по другой системе работает склад Балтийской металлургической компании (БМК, Калининград), рассказал В. Буров, директор по логистике. Клиентами металлобаз БМК на 80% являются физические лица, закупающие прокат для частного использования. Поэтому спланировать поток потребителей, который приезжает грузиться на складские площадки, оказалось проблематично. Исходя из этого, отгрузкам клиентов компании отведено все дневное время, а внутренняя работа (погрузочно-разгрузочные операции, вагоны, загрузка собственного транспорта) осуществляется в ночную смену. Заработок персонала зависит от количества клиентов.

И. Лаптев, директор по логистике Метинвест Евразии, описывая работу логистической службы, отметил, что сеть реализации металлопродукции в компании использует склады ответственного хранения и не привязана к собственным активам. В собственности находится лишь одна площадка, расположенная в Белгороде, — Белгородметаллоснаб, которая ориентирована на перевалку проката с Украины.

В функциональные обязанности подразделения логистики, таким образом, входит распределение товаров, поступающих из-за рубежа, по местам хранения, управление запасами, планирование, транспортировка продукции по России железнодорожным и автотранспортом, а также ее таможенное оформление.

В настоящий момент перед службой логистики Метинвест Евразии стоит задача снижения доли «старого» металла в общем объеме поставляемой продукции. Сегодня 24% общего объема запасов металла — это запас старше шести месяцев, необходимо сократить его до 3%. Оборачиваемость по компании — 60—70 дней, цель — снизить до 55 дней.

Логистическая служба ЕВРАЗ Металл Инпрома, по словам А. Ильина, директора по производству, большое внимание уделяет оптимизации работы склада. В частности, реализуются проекты введения штрихкодирования хранимой продукции, перевода кранов на радиоуправление, внедрения новых видов и систем траверсов и захватов. Кроме того, в компании разработана собственная программа управления логистикой, осуществляется попакетный учет товаров, складские площадки разбиты по зонам складирования, имеются четкие маршруты движения машин по территории, с тем чтобы грузопотоки не пересекались и время нахождения автомобилей на складе было минимальным.

В заключение встречи собравшиеся отметили, что положительный опыт металлоторговых компаний в области построения логистических систем позволяет им удерживаться на плаву в нынешних непростых условиях, изыскивать дополнительные источники дохода уже не во внешней, а во внутренней среде организаций. Оптимизация логистических схем будет обсуждаться в ходе конференции "Металлургия и грузоперевозки", которая пройдет 12 ноября в Москве в рамках выставки МеталлТрансЛогистик"2014.

Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 28 марта 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?